Найти в Дзене
Линия сердца

А что, ребенка надо слушать? (Активное слушание)

Активное слушание ребёнка — это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приёмов участия в беседе.  Примеры активного слушания: 1. Пауза.  Если ребёнок ещё не до конца высказался, надо дать ему возможность высказаться полностью, выдержать паузу. Пауза часто необходима ребёнку, чтобы обдумать, что он сам думает на эту тему, сформулировать своё отношение, своё мнение.  ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку! МАМА: Тебе она очень не нравится. 2. Пересказ или парафраз. Если ребёнок пытается рассказать о проблемах в школе, можно кратно повторить собственными словами только что сказанное. Это даст «обратную связь» и возможность уточнить ситуацию, а сам ребёнок услышит всё со стороны.  СЫН: Больше я туда не пойду! ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу. 3. Сообщение о восприятии. Говорите о том, что думаете о проблеме. «Вижу, что тебе тяжело», «Понимаю, что это очень обидно». Так ребёнок поймёт, что эмоционал

Активное слушание ребёнка — это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приёмов участия в беседе. 

Примеры активного слушания:

1. Пауза.  Если ребёнок ещё не до конца высказался, надо дать ему возможность высказаться полностью, выдержать паузу. Пауза часто необходима ребёнку, чтобы обдумать, что он сам думает на эту тему, сформулировать своё отношение, своё мнение. 

ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА: Тебе она очень не нравится.

2. Пересказ или парафраз. Если ребёнок пытается рассказать о проблемах в школе, можно кратно повторить собственными словами только что сказанное. Это даст «обратную связь» и возможность уточнить ситуацию, а сам ребёнок услышит всё со стороны. 

СЫН: Больше я туда не пойду!
ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

3. Сообщение о восприятии. Говорите о том, что думаете о проблеме. «Вижу, что тебе тяжело», «Понимаю, что это очень обидно». Так ребёнок поймёт, что эмоционально вы с ним на одной волне. 

СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА: Ты очень огорчен и рассержен на него.

4. Развитие мысли. Это попытки слушателя подхватить и продвинуть дальше ход основной мысли собеседника, когда ребёнок теряется в эмоциях или фразах. Уточните у него, что он имел в виду, но аккуратно и в виде просьбы. 

ДОЧЬ: Моя игрушка сломана!
МАМА: Я вижу, ты рассержен из-за того, что твоя игрушка сломана?

5. Сообщение о восприятии себя. Ребёнку очень важно чувствовать, что вы с ним на одной волне, более того, ему будет важно услышать ваши собственные эмоции. Как слушатель сообщайте ему об изменениях в собственном восприятии проблемы, пока ребёнок говорил. 

-2

Сразу замечу: скорее всего, такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:
— Ну ничего, поиграет и отдаст…
— Как это ты не пойдешь в школу?!
— Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

Активное слушание помогает установить доверие, наладить общение, поддерживать связь и близость. Это не манипуляция или способ добиться желаемого от ребёнка. И это работает не только с ребенком но и со взрослым.

Подпишись, чтобы знать!