Найти тему
Охрана ₽ыбовЪ

Православно-педагогические взгляды на воспитание детей в прошлом и в наши дни

"Охрана рыбов" решила рассказать о православно-педагогических способах воспитания детей.

В Библии сказано:

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (Притчи 13:24)
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. (Притчи 19:18)
Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит её от него. (Притчи 22:15)
Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет. (Притчи 23:13)

Да и святитель Иоанн Златоуст, живший в 6 веке, в своем труде "О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей" писал:

святитель  Иоанн Златоуст
святитель Иоанн Златоуст

"Ударами же не злоупотребляй, чтобы не привык он к этому способу воспитания – ибо, если приучится к тому, что его постоянно этим воспитывают, приучится и пренебрегать этим; и когда приучится он презирать это, тогда все потеряно. Но пусть все время боится он побоев, да не подвергнется им; пусть угрожают ему розгой, но не пускают её в ход. И угрозы пусть не доходят до дела, но вместе с тем пусть не будет ему ясно, что все закончится угрозами: ибо угроза тогда хороша, когда ей верят, что она будет осуществлена, когда же совершивший проступок поймёт замысел, то пренебрежёт ей".

Казалось бы, эпоха Средневековья давно миновала и пора детей отошла в прошлое, но в апреле 2023 году митрополит Евгений из Екатеринбурга заявил, цитируя святителя Иоанна Златоуста, пользу пользе телесных наказаний для детей.

В императорской России, нравы которой так нравятся православному олигарху Малофееву, тоже считали необходимостью порку детей. Богослов XIX века епископ Виссарион (Василий Петрович Нечаев) в своем труде "Толкование на паримии из Книги Притчей" писал:

епископ Виссарион
епископ Виссарион

Потворство детям, заслуживающим наказания, свидетельствует не о любви к ним, а о преступном пристрастии к ним, и равносильно ненависти к ним, потому что избалованные дети обыкновенно бывают дурными членами семьи, общества, Церкви. Но строгость родителей к детям не должна переходит в жестокость: они должны наказывать детей жезлом и розгами прилежно, т.е. внимательно и рассудительно, без злобы и раздражения

Писал о наказании детей и другой святитель XX века Лука (Войно-Ясенецкий)в своем труде "О семье и воспитании детей":

Святитель Лука
Святитель Лука
А вот что говорит наш великий святитель Тихон Задонский: "Юные ненаказанные и в возраст пришедши суть как кони необученные и свирепеющие. Посему, христианин, люби детей своих и наказуй их. Пусть они ныне болезнуют телом, пока молоды, дабы и по себе ты не болезновал о них сердцем. Пусть они плачут от тебя, чтобы не плакал ты от них и о них. Впрочем, умеренность во всем похвальна и потребна.

Протоиерей Андрей Ткачев тоже считает порку детей процессом воспитания:

Ткачев источник фото dzen.ru
Ткачев источник фото dzen.ru

«В дозированном виде это вполне испытанный верный способ, имеющий библейские основания. Но здесь нужно исключить наказание в гневе, когда человек не контролирует свою силу. Когда сила удара превышает необходимость всякую. Когда это уже не наказание, а избиение, конечно, это грех»
источнмк dzen.ru
источнмк dzen.ru
Если совсем отказаться от воздействия на ребенка словом и делом, это опасно,-

утверждает этот протоиерей.

"Охрана рыбов" отмечает, что порка детей влечет как административную, так и уголовную ответственность.