Найти в Дзене

Некоторые интересные ляпы киноэпопеи «Освобождение»

И снова я про киноляпы, что многими считается вроде бы занятием недостойным для серьёзных исследователей. Но будем считать это отдыхом от более серьёзных дел и способом снова встретиться с хорошим советским кино. А киноэпопея «Освобождения» — это, без сомнения, кино хорошее, при всех его неизбежных недостатках. Довелось мне тут, находясь вдалеке от Питера и убивая время, посмотреть снова эту киноэпопею. Правда не всю, и лишь с конца 3-го фильма. И пока смотрел, отметил (опять же от нечего делать) ряд эпизодов, а вернувшись в Питер подумал, что раз уж так случилось, так не пропадать же. Напишу статью. Начнём с завершающих сцен фильма «Направление главного удара». Там показано совещание, на котором Гитлер представляет нового начальника Генерального штаба — генерала Гудериана. И говорит, что тот является крупнейшим теоретиком танковых войск, а также закончил в конце 20-х годов танковую школу в Казани, и потому, как никто другой, знает тактические приёмы Красной Армии. Гудериан, видимо, од

И снова я про киноляпы, что многими считается вроде бы занятием недостойным для серьёзных исследователей. Но будем считать это отдыхом от более серьёзных дел и способом снова встретиться с хорошим советским кино. А киноэпопея «Освобождения» — это, без сомнения, кино хорошее, при всех его неизбежных недостатках.

Довелось мне тут, находясь вдалеке от Питера и убивая время, посмотреть снова эту киноэпопею. Правда не всю, и лишь с конца 3-го фильма.

И пока смотрел, отметил (опять же от нечего делать) ряд эпизодов, а вернувшись в Питер подумал, что раз уж так случилось, так не пропадать же. Напишу статью.

Начнём с завершающих сцен фильма «Направление главного удара». Там показано совещание, на котором Гитлер представляет нового начальника Генерального штаба — генерала Гудериана. И говорит, что тот является крупнейшим теоретиком танковых войск, а также закончил в конце 20-х годов танковую школу в Казани, и потому, как никто другой, знает тактические приёмы Красной Армии.

Гудериан, видимо, один из самых известных военачальников Вермахта, но при этом про него и больше всего мифов. Надо отметить, что Гудериан в Казани не учился, но был там один раз с инспекцией. А вот теоретиком танковых войск его действительно считают. Хотя, если прочитать его труды, а потом сравнить с тем, что писали до него другие немецкие теоретики, включая его непосредственных начальников, то ничего нового мы там не увидим.

Теперь давайте перенесёмся в следующий фильм — «Битва за Берлин».

Из мелочей стоит обратить внимание, что когда нам показывают движение танков, на переднем плане хорошо видна тень от крана с камерой и люди. Но это ляп обычный для любого кино.

-2

А вот некоторые интересные военные вопросы.

Когда нам показывают штурм Зееловских высот, при свете прожекторов, то там вы видим майора Цветаева уже командующего дивизионом.

-3

Который даёт команду: «Осколочным, прицел 120, угломер 50.20, беглый. Огонь!»

А дальше камера переносит изображение на задний план и нам показывают, как 122-мм гаубицы открывают огонь. Но прямой наводкой.

-4

Меня стрельбе полевой артиллерии не обучали, да и забыл я многое, но порывшись в справочниках нашёл, что при прямой наводке угломер должен быть 30, да и прицел 120 как-то не вписывается. Ибо прицел 120 подразумевает стрельбу на 6000 м, а прямой наводкой стрелять на такое расстояние — полный бред. Явно консультантов не хватило толковых.

Кстати, интересно, что в начале битвы за Берлин Цветаев командует дивизионом 122-мм гаубиц, а в уличных боях у него уже 76-мм пушки. И до этого он всегда была с пушками. Впрочем, тогда в дивизионной артиллерии дивизионы были смешанные — батареи 76-мм пушек и 122-мм гаубиц, так что тут расхождения может и не быть.

-5

Ещё один эпизод, который бросился в глаза — атака наших танкистов, когда машину лейтенанта Васильева подбивают и танк закатывается прямо в магазин. Ну и дальше общение с обитателями этого здания.

Однако я хочу вернуться к началу. Вот у танка перебита гусеница.

-6

Танк начинает крутиться на месте, как и положено, но при этом обе гусеницы на нём целые.

-7
-8

И вот танк задним ходом въезжает в магазин.

-9

Хотя гусеница уже должна была давно лежать посреди мостовой.

И мы переходим к следующему фильму «Последний штурм».

Тут я обратил внимание на сцены уличных боёв. В одном из эпизодов киношники показали, как какой-то фольсксштурмовец в штатском подбивает советский танк при помощи «Фаустпатрона». Всё получилось бы хорошо, и даже не особо было заметно, что, хотя по танку выстрел был в лоб, но (как обычно) взрыв происходит в кормовой части, позади башни, куда попасть было никак невозможно. Но и это не всё. Если смотреть покадрово, то вот мы видим танк и прицеливающегося по нему фольсксштурмовца:

-10

Затем танк загорается:

-11

А вот теперь только по танку стреляют:

-12

Ну чуть-чуть не сошлось, какие-то доли секунды. Если заранее не знаешь, то можно и не заметить.

Конечно, не пройти мимо очень сильного эпизода с затоплением Берлинского метро. Впечатление он производит.

-13

Но хотя все уверены, что показаны почти реальные события, всё же есть одно «но». Берлинское метро затопить нельзя физически. Построено оно открытым способом, находится прямо под мостовыми главных улиц и уровня воды в Шпрее просто недостаточно. По этой причине немцы метро и не пытались затапливать, ибо знали. У нас об этом не знали, и пытались затопить участок тоннелей, но вода поднялась менее чем на метр. Жертв при затоплении не было, ибо госпиталя в метро не размещались и в качестве бомбоубежищ станции не использовали.

И ещё один момент, на который я обратил внимание и стал пересматривать все сцены с танками, обращая внимание на номера. Понятно, что во всех сценах снимались одни и те же танки, и когда вы будете смотреть киноэпопею, обратите внимание на танки с номерами 642 и 637. Первый — это танк молоденького лейтенанта, который погибает в Берлинском зоопарке, а второй — машина лейтенанта Васильева, фигурирующего во всех фильмах. Но эти номера почему-то чаще всего попадают в кадр.

-14
-15
-16
-17
-18

Конечно, я перечислил далеко не всё, ещё можно писать и писать, но это лишь те моменты, которые бросились в глаза после одного просмотра.

Так что я завершаю свой обзор и рекомендую пересматривать киноэпопею «Освобождение». По ней хоть историю войны учить и не стоит, но всяко это лучше современной одноразовой продукции.

А раз уж упомянул про метро, то вот ссылка на статью о нём:

Кто и как затопил берлинское метро в 1945 году