И снова я про киноляпы, что многими считается вроде бы занятием недостойным для серьёзных исследователей. Но будем считать это отдыхом от более серьёзных дел и способом снова встретиться с хорошим советским кино. А киноэпопея «Освобождения» — это, без сомнения, кино хорошее, при всех его неизбежных недостатках.
Довелось мне тут, находясь вдалеке от Питера и убивая время, посмотреть снова эту киноэпопею. Правда не всю, и лишь с конца 3-го фильма.
И пока смотрел, отметил (опять же от нечего делать) ряд эпизодов, а вернувшись в Питер подумал, что раз уж так случилось, так не пропадать же. Напишу статью.
Начнём с завершающих сцен фильма «Направление главного удара». Там показано совещание, на котором Гитлер представляет нового начальника Генерального штаба — генерала Гудериана. И говорит, что тот является крупнейшим теоретиком танковых войск, а также закончил в конце 20-х годов танковую школу в Казани, и потому, как никто другой, знает тактические приёмы Красной Армии.
Гудериан, видимо, один из самых известных военачальников Вермахта, но при этом про него и больше всего мифов. Надо отметить, что Гудериан в Казани не учился, но был там один раз с инспекцией. А вот теоретиком танковых войск его действительно считают. Хотя, если прочитать его труды, а потом сравнить с тем, что писали до него другие немецкие теоретики, включая его непосредственных начальников, то ничего нового мы там не увидим.
Теперь давайте перенесёмся в следующий фильм — «Битва за Берлин».
Из мелочей стоит обратить внимание, что когда нам показывают движение танков, на переднем плане хорошо видна тень от крана с камерой и люди. Но это ляп обычный для любого кино.
А вот некоторые интересные военные вопросы.
Когда нам показывают штурм Зееловских высот, при свете прожекторов, то там вы видим майора Цветаева уже командующего дивизионом.
Который даёт команду: «Осколочным, прицел 120, угломер 50.20, беглый. Огонь!»
А дальше камера переносит изображение на задний план и нам показывают, как 122-мм гаубицы открывают огонь. Но прямой наводкой.
Меня стрельбе полевой артиллерии не обучали, да и забыл я многое, но порывшись в справочниках нашёл, что при прямой наводке угломер должен быть 30, да и прицел 120 как-то не вписывается. Ибо прицел 120 подразумевает стрельбу на 6000 м, а прямой наводкой стрелять на такое расстояние — полный бред. Явно консультантов не хватило толковых.
Кстати, интересно, что в начале битвы за Берлин Цветаев командует дивизионом 122-мм гаубиц, а в уличных боях у него уже 76-мм пушки. И до этого он всегда была с пушками. Впрочем, тогда в дивизионной артиллерии дивизионы были смешанные — батареи 76-мм пушек и 122-мм гаубиц, так что тут расхождения может и не быть.
Ещё один эпизод, который бросился в глаза — атака наших танкистов, когда машину лейтенанта Васильева подбивают и танк закатывается прямо в магазин. Ну и дальше общение с обитателями этого здания.
Однако я хочу вернуться к началу. Вот у танка перебита гусеница.
Танк начинает крутиться на месте, как и положено, но при этом обе гусеницы на нём целые.
И вот танк задним ходом въезжает в магазин.
Хотя гусеница уже должна была давно лежать посреди мостовой.
И мы переходим к следующему фильму «Последний штурм».
Тут я обратил внимание на сцены уличных боёв. В одном из эпизодов киношники показали, как какой-то фольсксштурмовец в штатском подбивает советский танк при помощи «Фаустпатрона». Всё получилось бы хорошо, и даже не особо было заметно, что, хотя по танку выстрел был в лоб, но (как обычно) взрыв происходит в кормовой части, позади башни, куда попасть было никак невозможно. Но и это не всё. Если смотреть покадрово, то вот мы видим танк и прицеливающегося по нему фольсксштурмовца:
Затем танк загорается:
А вот теперь только по танку стреляют:
Ну чуть-чуть не сошлось, какие-то доли секунды. Если заранее не знаешь, то можно и не заметить.
Конечно, не пройти мимо очень сильного эпизода с затоплением Берлинского метро. Впечатление он производит.
Но хотя все уверены, что показаны почти реальные события, всё же есть одно «но». Берлинское метро затопить нельзя физически. Построено оно открытым способом, находится прямо под мостовыми главных улиц и уровня воды в Шпрее просто недостаточно. По этой причине немцы метро и не пытались затапливать, ибо знали. У нас об этом не знали, и пытались затопить участок тоннелей, но вода поднялась менее чем на метр. Жертв при затоплении не было, ибо госпиталя в метро не размещались и в качестве бомбоубежищ станции не использовали.
И ещё один момент, на который я обратил внимание и стал пересматривать все сцены с танками, обращая внимание на номера. Понятно, что во всех сценах снимались одни и те же танки, и когда вы будете смотреть киноэпопею, обратите внимание на танки с номерами 642 и 637. Первый — это танк молоденького лейтенанта, который погибает в Берлинском зоопарке, а второй — машина лейтенанта Васильева, фигурирующего во всех фильмах. Но эти номера почему-то чаще всего попадают в кадр.
Конечно, я перечислил далеко не всё, ещё можно писать и писать, но это лишь те моменты, которые бросились в глаза после одного просмотра.
Так что я завершаю свой обзор и рекомендую пересматривать киноэпопею «Освобождение». По ней хоть историю войны учить и не стоит, но всяко это лучше современной одноразовой продукции.
А раз уж упомянул про метро, то вот ссылка на статью о нём: