– Одна из актуальных проблем, которая встречается повсеместно, — дети плохо считают. Чем старше они становятся, тем больше допускают ошибок.
– Они просто не видят необходимости оттачивать этот навык. Ты помнишь, недавно Министерство образования всерьез обсуждало вопрос о том, чтобы разрешить 9 классу пользоваться калькулятором на экзамене по математике. Неудивительно, что после таких новостей дети вообще теряют мотивацию считать в уме!
– И это ужасно! Получается, что сначала учителя начальной школы тратят огромное количество времени, чтобы научить ребенка считать в уме, а потом все это забывается, потому что учителям математики в старшей школе не до устного счета. Посчитал ученик в столбик – уже молодец.
– По опыту работы в начальной школе могу сказать, что маленькие дети тоже не приходят в восторг от перспективы посчитать что-то в уме, ведь они уже знают, как сделать это менее энергозатратно.
– Да, современные первоклассники гораздо более продвинуты по сравнению с первоклассниками 30–летней давности. У них сразу возникает вопрос: зачем учиться считать, ведь это умеет телефон и компьютер!
– На продлёнке, когда детям нужно считать значение длиннющего выражения, мне регулярно приходиться «продавать» детям устный счёт, в то время как они хотят только одного – калькулятор. Как думаешь, какие аргументы в полемике с детьми можно подкинуть гипотетической Марье Ивановне в пользу устного счёта?
– Например, на заявления «нам это в жизни не пригодится», я отвечаю, что тут дело не в том, что пригодятся какие-то конкретные знания, а в том, что, чем чаще вы обрабатываете новую информацию, чем тяжелее вашему мозгу, тем больше нейронных связей образуется в нём.
– (передразнивая детский голосок) А зачем мне нейронные связи, Марья Ивановна?
– Нейронные связи помогают быстро обрабатывать и передавать информацию. Соответственно, чем больше их у человека, тем лучше он запоминает информацию, быстрее анализирует данные, и, следовательно, чаще принимает правильные решения.
– (подражая ребенку, который очень не хочет считать в уме) Марья Ивановна, мне отвратительна математика, можно я разовью свои нейронные связи какими–то другими способами?
– Как ни старайся, а от математики всё равно не уйдёшь. Весь мир соткан из чисел, из числовой гармонии.
– Ну ладно, можно я научусь считать сдачу в магазине и этим ограничусь?
– Если человек научился считать сдачу – это прекрасно, цель достигнута! Развитие новых нейронных связей – это сверхзадача, но есть и гораздо более понятные, житейские плюсы. Как минимум, в быту тебя не обманут, потому что ты умеешь считать! Пришла квитанция, смотришь, а там вместо трёх тысяч – восемь! А почему?! Начинаешь разбираться. Если ты в ладах со счетом, то быстро поймешь, по какой причине сумма увеличилась. А если нет, безропотно плати на пять тысяч больше!
– Где ещё математика может пригодиться в быту?
– Представь, что в квартире начался ремонт. Вот идешь ты покупать обои. Никто за тебя площадь стен не измерит и необходимое количество рулонов не посчитает. А если и посчитают рабочие, которых ты наняла, то неплохо бы проверить, действительно ли озвученные ими 20 рулонов нужно покупать. Может они считать не умеют, а может с запасом на другие две квартиры насчитали. Ты приходишь в магазин, просишь посчитать продавца. А у него квартальный план горит, и нужно продать как можно больше товара. И он тебе так посчитает, что вместо 20 штук ты купишь 48. А если бы сама посчитала, то знала бы, что тебе всего 7 рулонов понадобится.
Кстати, фундамент быстрого устного счета – знание состава чисел первого десятка. Почему-то учителя считают обязательным заставлять детей учить таблицу умножения, а ведь прежде всего нужно учить таблицу сложения и вычитания в пределах от 1 до 20!
– Если дети научились устному счету в начальной школе, почему у них этот навык утрачивается? Его нужно постоянно тренировать, как мышцы?
– Да, здесь как со спортом. Если ты 10 лет назад мог пробежать марафон, а потом бросил бег на несколько лет, то потом тебе практически с нуля надо начинать. Сложение и вычитание чисел первого десятка ты, конечно, вряд ли забудешь. Но все, что выходит за рамки этого, увы. Даже таблица умножения забывается.
Между прочим, у пожилых людей, которые считают в уме, риск развития болезни Альцгеймера гораздо ниже, чем у тех, которые этого не делают. Поэтому устный счёт – очень полезная вещь в любом возрасте!
– А есть какие-то способы замотивировать детей продолжать тренировать этот навык, особенно в старшей школе?
– Сражение с калькулятором – задача не из лёгких. Нужно пробовать разные методы, чтобы сломить сопротивление и заставить детский мозг работать в полную силу. Вот что можно попробовать:
1. Связь с реальной жизнью
Школьники зачастую не видят связи между теорией и практикой. Покажите им, как навыки устного счета могут быть полезными в повседневной жизни: при покупках, проверке счетов, планировании бюджета.
2. Игры и соревнования
Включение элементов игры в учебный процесс – отличный способ заинтересовать детей. Математические битвы, головоломки, квесты и другие занимательные соревнования могут стимулировать желание считать в уме.
3. Постепенность и регулярность
Навык устного счёта нужно развивать постепенно, а регулярная практика – ключ к успеху. Если учителя будут включать небольшие задания на устный счёт в повседневные занятия, то дети незаметно для себя научаться производить в уме даже сложные вычисления.
4. Привлечение технологий
Используйте математические приложения и онлайн-игры, которые развивают навыки устного счёта. Это современный способ сделает обучение интересным и полезным.
5. Польза для мозга
Объясните детям, что регулярная нагрузка на мозг улучшает память, способность к быстрой обработке информации и общую когнитивную гибкость.
6. Личный пример
Покажите детям, что сами пользуетесь устным счётом. Рассчитывайте что-то на глазах у детей и показывайте свое преимущество перед теми, кто так не делает.
7. Поощрение и поддержка
Хвалите за успехи, даже небольшие. Положительное подкрепление стимулирует детей к дальнейшему усердию.
8. Связь с будущей профессией
Поясните, как математические навыки могут пригодиться в их будущей профессии, даже если она не связана непосредственно с математикой.
Дорогие читатели, а какие у вас отношения с устным счетом? Делитесь своими историями в комментариях!
#Образование #ДетиИТехнологии #УстныйСчёт #МатематикаДляДетей #ШкольноеОбучение #ЦифроваяЭра #НавыкиУстногоСчёта #РодителиИДети #ОбразовательныеТехнологии #ДетскоеРазвитие