Найти тему
Lace Wars

Жизнь гейши: искусство, традиции и повседневность

Истоки профессии: от развлекательниц до хранительниц культуры

История гейш уходит корнями в XVII век, когда в Японии начали появляться первые "одорико" - танцовщицы, развлекавшие гостей на банкетах. Постепенно их роль эволюционировала, и к середине XVIII века сформировалась профессия гейши в том виде, в котором мы знаем ее сегодня. Слово "гейша" буквально означает "человек искусства", и это определение точно отражает суть их деятельности.

Первые гейши были мужчинами, и лишь в 1751 году появилась первая женщина-гейша по имени Кикуя. С того момента профессия стала преимущественно женской, хотя мужчины-гейши (таю) существовали вплоть до начала XX века. К 1800 году в одном только Эдо (современный Токио) насчитывалось около 600 гейш, а к концу XIX века их число в Японии достигло 80 000.

Путь становления: от маленькой ученицы до признанного мастера

Жизненный путь гейши начинался очень рано. Девочек отдавали в ученицы в возрасте 6-8 лет, часто из бедных семей, не способных прокормить ребенка. Они попадали в "окия" - дома гейш, где начинали свое обучение в качестве "шикоми" - прислуги. На этом этапе девочки выполняли различные домашние обязанности, наблюдая за старшими гейшами и постепенно впитывая атмосферу их мира.

В возрасте около 10-12 лет начиналось формальное обучение искусствам. Девочка становилась "мина-рай" (дословно "смотрящая и обучающаяся") и начинала посещать занятия в специальных школах. Ее день был расписан по минутам: уроки каллиграфии, игры на традиционных инструментах (в первую очередь, на трехструнном сямисэне), танцев, чайной церемонии, икебаны и множества других дисциплин.

Следующий этап - "майко" (танцующее дитя) - наступал примерно в 15-16 лет. Это был период дебюта в обществе, когда юная ученица начинала появляться на банкетах в качестве помощницы старшей гейши. Майко носили яркие кимоно с длинными рукавами и сложные прически, украшенные многочисленными шпильками и гребнями.

Наконец, в возрасте 20-22 лет происходила церемония "эри-каэ" (смена воротника), знаменующая переход майко в статус полноправной гейши. С этого момента она могла работать самостоятельно, принимая приглашения на вечера и банкеты.

Повседневная жизнь: строгий распорядок и постоянное совершенствование

День гейши начинался рано, обычно около 6 утра. После пробуждения она тщательно ухаживала за кожей, используя традиционные косметические средства, такие как рисовая пудра и румяна из сафлора. Процесс нанесения макияжа мог занимать до двух часов.

Утро было посвящено занятиям и репетициям. Гейша постоянно совершенствовала свои навыки в различных искусствах. Особое внимание уделялось музыке и танцам - гейша должна была владеть как минимум тремя музыкальными инструментами и знать десятки традиционных танцев.

После обеда начиналась подготовка к вечерним мероприятиям. Гейша облачалась в сложное кимоно, которое могло весить до 20 килограммов и стоить целое состояние. Процесс одевания требовал помощи специальной служанки и занимал не менее часа.

Вечером гейша отправлялась на банкеты и приемы в чайных домиках "очая". Здесь она развлекала гостей беседой, танцами, музыкой и играми. Рабочий день гейши мог продолжаться до глубокой ночи, иногда до 2-3 часов утра.

Экономика профессии: долги, покровители и независимость


Финансовая сторона жизни гейши была сложной и часто обременительной. Обучение и содержание юной ученицы требовало значительных затрат, которые ложились на плечи хозяйки окия. К моменту дебюта в качестве майко девушка обычно имела долг в размере нескольких тысяч рё (денежная единица того времени), что эквивалентно сотням тысяч долларов в современном пересчете.

Погашение этого долга становилось первоочередной задачей молодой гейши. Ее доход складывался из нескольких источников: плата за выступления на банкетах, подарки от клиентов, гонорары за частные уроки искусств. Однако большая часть заработка уходила на погашение долга и текущие расходы - дорогие кимоно, косметику, аксессуары.

Важную роль в финансовом благополучии гейши играли "данна" - богатые покровители. Статус данна позволял мужчине стать эксклюзивным покровителем гейши, оплачивая ее расходы и погашая долги. Однако обрести данна было непросто - для этого требовалось не только богатство, но и определенное положение в обществе.

Успешная гейша могла со временем выкупить свою свободу у окия и стать независимой. Некоторым удавалось даже открыть собственные чайные дома или школы искусств. Однако такой успех был скорее исключением, чем правилом.

Социальный статус: уважение и предрассудки

Положение гейш в японском обществе было двойственным. С одной стороны, их высоко ценили как хранительниц традиционной культуры и искусства. Гейши были желанными гостьями на самых престижных мероприятиях, их общества искали влиятельные люди - от богатых купцов до высокопоставленных самураев.

С другой стороны, профессия гейши находилась на периферии "респектабельного" общества. Несмотря на то, что гейши не были проститутками (эта роль принадлежала куртизанкам "ойран"), их статус часто вызывал предубеждение. Многие семьи не одобряли браки с бывшими гейшами, считая это мезальянсом.

Тем не менее, некоторым гейшам удавалось добиться выдающегося положения в обществе. Например, гейша Сада Якко (1871-1946) стала первой японской актрисой, получившей международное признание, выступая в Европе и США.

Искусство и образование: непрерывное совершенствование

Жизнь гейши была неразрывно связана с постоянным обучением и совершенствованием навыков. Даже достигнув статуса полноправной гейши, женщина продолжала ежедневно заниматься различными видами искусств.

Музыка занимала центральное место в образовании гейши. Основным инструментом был трехструнный сямисэн, но многие гейши также владели игрой на флейте (фуэ), барабанах (цудзуми) и кото (японская цитра). Репертуар включал как традиционные народные песни, так и классические произведения.

Танец был другой важной составляющей искусства гейши. Они изучали различные стили: от церемониальных танцев с веерами до более живых и игривых номеров. Ежегодно в каждом районе гейш (хаамати) проводились публичные выступления, где гейши демонстрировали свое мастерство.

Чайная церемония, икебана (искусство аранжировки цветов), каллиграфия - все эти традиционные японские искусства также входили в обязательную программу обучения гейши. Кроме того, гейши должны были быть эрудированными собеседницами, способными поддержать разговор на любую тему - от политики до поэзии.

Отношения с клиентами: искусство общения

Умение вести беседу было, пожалуй, самым важным навыком гейши. На банкетах и приемах она должна была создавать атмосферу непринужденного веселья, вовлекая гостей в игры, шутки и интеллектуальные дискуссии.

Отношения гейши с клиентами строились на тонкой грани между близостью и дистанцией. С одной стороны, гейша должна была быть достаточно дружелюбной и очаровательной, чтобы клиенты захотели снова воспользоваться ее услугами. С другой - она должна была сохранять определенную загадочность и недоступность.

Важно отметить, что интимные отношения не были обязательной частью работы гейши. Хотя некоторые гейши имели романтические связи со своими покровителями, это было скорее исключением, чем правилом. Основной задачей гейши было создание атмосферы утонченного развлечения, а не предоставление сексуальных услуг.

Изменения в эпоху Мэйдзи: адаптация к новым реалиям

С началом эпохи Мэйдзи в 1868 году и открытием Японии для западного мира профессия гейши столкнулась с новыми вызовами. Традиционная культура, которую они представляли, стала восприниматься многими как пережиток прошлого.

Однако гейши сумели адаптироваться к изменившимся условиям. Многие из них стали изучать западные танцы и музыку, добавляя эти элементы в свой репертуар. Некоторые даже начали носить западную одежду на некоторых мероприятиях, хотя традиционное кимоно осталось основным нарядом.

В этот период количество гейш значительно сократилось. Если в конце периода Эдо в Японии насчитывалось около 80 000 гейш, то к началу XX века их число уменьшилось до 25 000. Тем не менее, профессия выжила и продолжила играть важную роль в культурной жизни Японии.