Стремление создавать привычный образ жизни, накопление вещей, которые наделяются воспоминаниями, способы, которыми чаще всего пользуемся, поступки, которых от нас обычно ждут — все это собирается в невидимые оковы, которыми мы сами себя опутываем.
Представьте себе актера, накопивший кучу штампов, сыгравший под сотню ролей, но в примерно в одном амплуа, режиссер, который уже сказал все что хотел давным давно, и сейчас только «работает» режиссером, писатель и сценарист, который выбрал один жанр, режиссер монтажа, которой использует одни и те же приемы, и все это происходит во всех видах искусства: музыка, дизайн, архитектура, танцы, перфомансы и т.д.
Конечно, здесь есть бытовой расчет, повторять, что сработало — это основа постоянного дохода и привычности для тех, кто следит за творчеством, но ведь в определенный момент, становишься заложником этого расчета. Например, певец сочинивший песню о подростковой влюбленности, поет ее в зрелом возрасте или рок-группа кричащая о ненависти к обществу, хотя уже давно прочно стала частью того же образа жизни.
И главную ошибку, которую делают многие творческие личности — они начинают менять жанр, подход, не подготовив своего зрителя. Новое звучание от группы, которую слушаешь долгое время, не принимается, создается впечатление, что группа вас предает. Но если бы группа, изначально делала эксперименты, выпускала разные синглы — слушатель был бы готов. Актер игравший злодея последние 20 лет, вдруг пытается быть героем мелодрамы и конечно не воспринимается актером данного жанра.
Привычка пробовать новое, даже если это дает результаты хуже, важнее, чем сами эти результаты. Срабатывает накопительный эффект, помимо готовности к действию, это еще и смежные навыки, которые всегда найдут себе применение, даже в привычной области. То есть пробуя время от времени новое вы держите себя в состоянии готовности и не создаете неожиданности для окружающих, которые любят понятность и безопасность. Если же продолжать плясать на прошлом опыте, то неизбежно начнете затвердевать и это затем превращается в критика, из-за понимания, что сами не готов к таким переменам и пытаетесь их остановить.
И таких пут привычности, привязанности к чему-то определенному — чертовски много. А их потеря, ощущается как разрушение собственного уютного мира. Отпускайте привязанности легко, это не отбрасывает ценности и не принижает отпускаемого — это проявление великодушия. Конечно речь не идет, чтобы начать избавляться от всего и сразу, речь о другом, о внутренней готовности отпустить. Тогда понимание, что все не вечно, наполняет окружающее еще большей ценностью, но с совсем другим отношением, понимающим, внимательным, бережным.
В следующей главе, побеседуем о прошлом и будущем.