Гностическое эзотерическое учение выражается на языке мифа, который связывает случайные для профанного взгляда события в единую цепь священного повествования. Мы выделяем четыре базовых мифологемы, которые представляют собой эзотерическое толкование Танаха и Нового Завета, а также являются частями разыгрываемой гностиком священной мистерии обретения жизни вечной:
Первая мифологема «Сон человечества»
Демиург погружает Адама в райский сон, в котором тот грезит о плотской Еве и оказывается полностью подчинённым материальным страстям и желаниям, т.е. во власти архонтов. Сон трактуется как состояние слабоумия, помрачения, разложения и затухания сознания, что есть естественное состояние большинства человечества.
Вторая мифологема «Пробуждение к жизни»
Духовная Ева нисходит на Адама, который в её глазах подобен трупу. Она оживляет его, дарует плод Древа Познания и посвящает в таинство бессмертного ума. Адам пробуждается от сна, однако обнаруживает себя в аду материального мира.
Третья Мифологема «Непоколебимый род Сифа»
Прозревший Адам оказывается неспособным сопротивляться зову смерти. Он рождает сына Сифа, которому передаёт своё откровение о пробуждении. Сиф выступает не только как физиологический потомок Адама, но и как прообраз всего духовного человечества. Сиф и его потомки видят цель своего пребывания в материальном мире, ищут свободу от власти архонтов и жаждут обретения состояния бессмертия. Они остро ощущают свою неполноту (желание женщины, тупость, сон, старение), чувствуют себя голыми в материи и стремятся надеть одеяния Слова и Духа.
Четвёртая Мифологема «Священная свадьба»
На пути обретения свободы потомки Сифа встречают отчаянное сопротивление как материальных людей (сыны брата Сифа – Каина), так и творца земного мира, Иалдабаофа. Гностические тексты утверждают, что человеческая душа сотворена по подобию архонтов и потому несвободна, обременена оковами судьбы, которые записаны с помощью букв и числового ряда.
На уровне макрокосма структуре человеческой души соответствуют двенадцать знаков Зодиака и семь известных в древности планет. Гностики привлекают древнюю легенду о двух колоннах, на которых Сиф начертал сведения о тайне небесных светил. Библейский патриарх оставил пророчество, что эти колонны могут быть уничтожены водой и огнём. Гностики перетолковывают этот сюжет, интерпретируя библейский потом и уничтожение Содома и Гоморры как попытку Демиурга искоренить священные знания. Крещение водой есть растворение всего тленного и очищение от смертного. Крещение огнём означает переплавку тёмного бессмертного существа и его сгущение в чистый свет. Символика двух колонн Сифа наводит на образ колонн Иерусалимского Храма, который, как утверждают гностики, имеет не материальную, а духовную природу. Знание их смысла обретается в ходе двух нисхождений духа на гностика, в то время как третье нисхождение дарует спасительный ритуал пяти печатей, возможность воскресения из мёртвых и вознесения в небесные чертоги Храма.
Вознесение приводит к окончательному высвобождению из пут материи. Однако достигнуть освобождения способен лишь полный человек. Последним испытанием на пути у гностика является погружение на самое дно ада, где подвижник встречается с абсолютным Ничто – основой хаоса и подлинной первоматерией. Если гностик не сумел обрести полноту, то он помыслит нечто в Ничто, согрешит и будет вновь низвергнут в мир разлагающейся материи. Испытание Ничто является интерпретацией учения о Страшном Суде. Лишь полный человек окончательно уподобляется небесному Адаму, обретает бессмертную духовную природу и объединяет в священном союзе очищенную душу и Дух. Так, с точки зрения гностического учения, обретается полнота и завершение плеромы.
_____________
М.Ю. Оренбург «Гностический миф. Реконструкция и интерпретация»