Может ли мать своими руками, пусть и без умысла, «посадить» несовершеннолетнего ребенка? Как оказывается – может. Из вполне благих намерений…
Историей поделился практикующий адвокат по уголовным делам Виталий К. По этическим и юридическим соображениям из материала исключены все привязки к местности и даже региону, имена участников вымышлены в целях соблюдения Кодекса Этики адвоката, а так же прав и интересов несовершеннолетних участников истории.
Провинциальные судьбы…
Историй, подобных этой, достаточно много. Многие детали скрыты от прессы, а другие ситуации так и вообще не попадают в поле зрения правоохранителей и уж тем более общества.
История произошла несколько лет назад. не буду называть точных цифр, чтобы не смогли найти ее СМИ. Где-то в одной из областей в населенном пункте населением не более 5000 человек жили 15-летний Олег и его подруга, 11-летняя Ольга. Общались они примерно год. Вместе гуляли, катались на пруд. Мать Олега была не очень рада этой дружбе, поэтому Олег если со своей подружкой у себя дома и общался, то втайне от родителей и пока их не было.
Олег из полной и достаточно приличной семьи.
Отец фермер, мать социальный работник. Есть старший брат, Иван, ему 18 лет, помогал отцу в фермерском деле.
А вот Ольга, как принято говорить, из семьи маргинальной.
Мама периодически злоупотребляет спиртным, но работает на местном предприятии. Отец где-то далеко и по сути своей даже не отец. Девочка, несмотря на такие исходные данные, в каких-то совсем уж серьезных проступках или поведении замечена не была. Училась почти на «хорошо» с парой троек, но частенько была предоставлена сама себе.
С Олегом они сдружились быстро. Игры и прогулки быстро перешли во что-то большее, а подростковая романтика сменилась весьма недетскими отношениями.
О которых и узнала мать Олега, Наталья Викторовна, вернувшись раньше обозначенного времени и застав юных Ромео и Джульетту на летней кухне.
Скандал был грандиозный. В прямом смысле за волосы вытащила девочку и отвела ее к непутевой матери, высказав все, что считает нужным. Мама Ольги, как раз находилась в том состоянии, в каком она отдыхала от работы, особого интереса не проявила.
- Че ты орешь? Дружат, все дружили. Если доиграется твой малец, будет алименты платить или женится. Мальчик хороший, надеюсь воспитан нормально. А девочку мою пальцем не тронь, руки распустила, а то заявлю… - отмахнулась Ольгина мама. Фразу передаю почти в точности, она фигурировала даже в материалах дела.
На этом бы и завершить разбор полетов, направив всю воспитательную мощь на сына. Что Наталья Викторовна сперва и сделала. А потом сделала еще и вывод, что «девица сама виновата». Что-то там сыну предлагала сама, по его же словам.
Почему такое мнение у нее сложилось?
Не могу знать. Я добиться ответа не смог. То ли переписка, то ли сын сказал. Возможно перепуганный реакцией родителей сын действительно начал все «валить» на девочку, а может быть сдался под давлением матери.
Наталья Викторовна, вспомнив брошенную мамой Ольги фразу про алименты, тут же сделала вывод: это специально! Специально!! Все спланировали неблагополучные, чтобы на ее мальчика сети расставить… ах так!
В полицию.
И пошла. С заявлением в ПДН на неблагополучную мать и ее такую же неблагополучную девочку. Отберите, уму-разуму научите, а то что же она творит такое непотребство?!
Читайте еще в блоге:
Все так и было? Точно так? Ведите мальчика…
Органы правопорядка внимательно выслушали претензии Натальи Викторовны. Задали вопросы. Пригласили представителей органов опеки, педагога, обязательного для проведения всех следственных действий и… поехали задерживать мальчика Олега и опрашивать… потерпевшую и ее маму. Ольгу то есть. С последующим подозрением в совершении преступления, предусмотренного п. "б" ч. 4 ст. 131 УК РФ или тем же пунктом, но ст. 132 УК РФ. В зависимости от нюансов близких отношений.
Под изумленно-шоковое состояние Натальи Викторовны!
Кто не знаком с Уголовным кодексом я уточню, что в свете актуальных с 2012 года последних кардинальных изменений статей 131-135 УК РФ, даже если все у наших юных романтиков было по обоюдному согласию без претензий, действия Олега в любом случае подлежат квалификации по указанным выше статьям, как насильственные.
Потому как девочка до 12 лет считается априори находящейся в беспомощном состоянии. А ответственность за указанные преступления наступает с 14-летнего возраста…
Сейчас это знают многие, а когда разворачивались описываемые события, между «старой» редакцией и новыми изменениями прошло всего-лишь пара-тройка лет. И по старой редакции УК, до 2012 года, Олегу бы ничего не было. Максимум учет в ПДН, да внушение родителям.
После поправок сроки наказания космические, от 12 до 20 лет, но поскольку несовершеннолетним более 10 лет сроки не назначаются, для Олега «десятка» будет и максимальным, и минимальным сроком.
Вот на этой стадии в дело я и вступил, по слезной просьбе отца Олега. Он же рассказал, что говорил жене вообще никаких действий не предпринимать, успокоиться, но она не послушала. Вот и добилась «справедливости». Во всей ее строгости закона.
А дальше… не могу рассказать многие нюансы, ставшие мне известные в приватных беседах.
Скажу лишь, что мать Ольги, после пояснений органов следствия о сути претензий к Олегу, быстренько подсчитала финансовую выгоду и начала тут же пытаться «порешать вопрос», обещая забрать заявление. Но нельзя забрать заявление по такой категории дел! Это дела публичного обвинения, позиция потерпевшего лица (или представителя, в лице матери несовершеннолетнего потерпевшего) имеет значение лишь для определения суровости наказания. И всё.
Параллельно с судебным процессом начался процесс лишения родительских прав матери Ольги по инициативе органов опеки, опеку над девочкой взяла ее бабушка. Все-таки подобное фривольное поведение столь юной девочки очень тревожный звонок о качестве ее воспитания...
Но… в колонию Олег все же попал. На срок гораздо меньше 10 лет, и даже меньше 5 лет, уже вернувшись, в целом, к нормальной жизни. Но с очень нехорошим пятном в репутации...
Было понимание и на следствии, и в суде, что формально-необходимое наказание несоразмерно поступку.
И до сих пор в случайных беседах выясняется, что многие взрослые и образованные люди не придают подобной угрозе своим детям никакого значения.
У них отложилось в голове, что если несовершеннолетний мальчик с несовершеннолетней девочкой что-то там не совсем детское делают, то лишь бы все добровольно… Да, они знают, что это плохо. Но столь же крепко они уверены, что юридически почти безопасно
Нет, к сожалению. Если девочке нет 12-ти лет, а мальчику есть 14 лет, то мальчику светит 10 лет. А 4, 5 и или 6 лет ему реально достанется, если повезет с адвокатом, следствием и судом. Просто запомните и расскажите, особенно если велик риск такой ситуации!
Случай не единичен…
Очень схожая по смыслу ситуация произошла весной этого года в Первоуральске. Можете легко найти ее в СМИ через поиск. Там 11-летняя девочка сама, добровольно пригласила сразу троих ребят-школьников для весьма недетских занятий. Еще и со съемкой. Мать одного из парней нашла видеозапись и побежала в полицию… заявлять на «нехорошую» девочку, сбившую с пути истинного ее примерного сына своим далеко недетским поведением. Результат: уголовное дело возбуждено в отношении всех ребят, кто достиг возраста ответственности. Включая сына заявительницы.
Сроки и перспективы такие же, как в ситуации выше. Даже хуже, потому что группа лиц. Больше 10 лет не дадут, потому что закон ограничивает, а вот насколько дадут меньше и дадут ли меньше, то зависит от грамотной работы защиты, фиксации смягчающих обстоятельств и позиции потерпевшей стороны. Развязки в деле пока еще нет.
В поиске можно найти еще десятки подобных ситуаций, освещавшихся в прессе.
Просто почитайте УК РФ. И не забывайте разговаривать со своими детьми.