Найти тему
Woman.ru

Парфюм для императора: какие ароматы и бренды любили последние Романовы

Оглавление

Возможно, вы слышали, что культовые советские духи «Красная Москва» копировали парфюм, созданный для императорской семьи. Но это не единственный любимый Романовыми аромат, который пережил не только революцию, но и смену мод и вкусов.

Николай II и Александра Федоровна
Николай II и Александра Федоровна

У каждого из семьи последних Романовых, кроме маленького цесаревича Алексея, был любимый парфюм. Сегодня мы погрузимся в мир запахов, которые вдохновляли последних Романовых и были их верными спутниками.

Российские духи с французскими корнями для Николая II

Последний российский император пользовался ароматом фабрики «А. Ралле и Ко». Правда, каким именно, мы можем только гадать: в музее Царского села хранится только пустой стеклянный флакон, украшенный серебром, золотом, бриллиантами и монограммой царя.

Самое предприятие «А.Ралле и Ко» было открыто в 1843 году французом Альфонсом Ралле в московском районе Хамовники. Оно стало первым парфюмерным производством в стране (до этого в России производили только косметику — кремы). Рецептуры средств специально адаптировались французскими специалистами под морозный климат. Фабрика выпускала духи, а также пудру, мыло, помаду — всего более 600 видов продукции.

Благодаря профессионализму, трудолюбию и предпринимательским способностям Ралле предприятие в 1855 году стало официальным поставщиком императорского двора.Позже Ралле передал управление заводом Эдуарду Бо. Его сын Эрнест в начале XX века создал несколько парфюмерных шедевров для России, а также парфюм Chanel No5.Производство развивалось, его продукты получали награды на престижных парфюмерных выставках за рубежом. Новые фабрики открывались по всей России, а на юге страны у компании были плантации растений с эфиромасличными заводами.

-3

Предприятие, основанное Альфонсом Ралле, работает до сих пор. Мы прекрасно знаем его, но как фабрику «Свобода» — так его назвали после революции.

Британские розы для императрицы

Жена Николая II Александра Федоровна отдавала предпочтение парфюмерии из-за рубежа, все-таки родилась и выросла в Германии. Ее фаворитом стал аромат White Rose («Белая роза») из Великобритании. Выпущен в 1910 году лондонским парфюмерным домом Atkinsons. Впрочем, это не чисто цветочный аромат, а «озоновая композиция с нотками розы и малины».

-4

В 2018 году парфюмеры Atkinsons вновь обратились к винтажной композиции, представив ее обновленную версию White Rose de Alix — то есть Аликс, как близкие нежно называли Александру Федоровну.

Французский шик для великих княжон

А дочери Николая II предпочитали ароматы из Франции. А именно цветочные композиции от знаменитого французского парфюмера Франсуа Коти. Эксклюзивные флаконы для этих ароматов — настоящие произведения искусства — создавал мастер стекольного искусства Рене Лалик.

Первая из дочерей, Ольга, выбрала духи La Rose Jacqueminot («Чайная роза»), кстати самый первый аромат бренда. Он содержал целый розовый букет — нотки болгарской, чайной роз и жакмино, о которой есть стихотворение Федора Сологуба «Мерцает запах розы жакмино». Композиция дополнялась нотами жасмина, дамасской розы, фиалки, иланг-иланга и пряностей, а основу составляли амбра, мускус и сандал.

Вторая сестра, Татьяна, предпочла аромат Jasmin de Corse («Корсиканский жасмин»). Он покорил сердце также и Марины Цветаевой. Марию вдохновил аромат Lilas Pourpre («Пурпурная сирень») на пудровой основе, а Анастасия отдала предпочтение сладкому аромату La Violette Pourpre («Пурпурная фиалка») с ванильной базой и средними нотами фиалки.

Семья Николая II
Семья Николая II

Первый масс-маркет-бренд Российской империи

Но давайте ненадолго оставим императорскую семью и обратимся к истории парфюмерной отрасли. «А. Ралле и Ко» была первой парфюмерной фабрикой в России, но вскоре здесь открылись и другие. В 1864 году еще один француз, Анри Брокар, основал в Москве мануфактуру по производству мыла -эта ниша пока пустовала.

Первой продукцией цеха стало «Детское мыло». Позже появились и другие виды. «Народное мыло», а также другие продукты, были особенно популярны у бедных слоев населения. Наборы, включающие мыло, пудру и помаду, продавались по три копейки — отличный подарок жене и дочери местных рабочих и крестьян. Так Брокар первым вышел на массовый рынок в российской парфюмерно-косметической отрасли.

С расширением ассортимента мануфактура Брокара выросла в «Торговый дом Брокар и Ко». Фирма отличалась яркими решениями в дизайне и маркетинге. Например, знаковым продуктом стало мыло «Огурец», внешне имитирующее этот овощ — и подарок прекрасный, и игрушка. А на «Детском» мыле были напечатаны буквы — можно было собрать целый «алфавит». В развитие дела внесла свой вклад жена Анри Шарлотта, которая внедрила ряд успешных маркетинговых и рекламных идей, включая выпуск пробников мыла и украшение оберток портретами красивых девушек.

Николай II и Александра Федоровна
Николай II и Александра Федоровна

Букет для мамы императора

Вскоре фирма «Брокар и Ко» также удостоилась титула поставщика двора Его Императорского Величества. Но самое интересное произошло позже.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых парфюмер «Брокар и Ко» Август Мишель представил уникальные духи, ставшие легендой. На создание аромата его вдохновила история: в 1870-х годах основатель фабрики Анри Брокар создал восковый букет с особым запахом каждого цветка для Марии Александровны, дочери императора Александра II.

Когда в начале XX века работу над новым ароматом поручили Августу Мишелю, он вспомнил о первом букете и создал по его мотивам, используя недавно появившиеся альдегиды — синтетические аромакомпоненты — духи. Его творение получило название «Любимый букет императрицы» и было преподнесено маме императора Николая II Марии Федоровне. Та им так восхитилась, что наградила создателя золотым перстнем с рубином.Позже аромат получил призы международных выставок и сейчас хранится в версальском музее духов. Правда на упаковке был размещен портрет Екатерины II — говорят, что вдовствующая императрица Мария Федоровна одобрила название духов, но украсить их своим портретом не разрешила.

После Октябрьской революции фабрика Брокара была преобразована в Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный завод No 5, а затем переименована в «Новую зарю». А рецептура «Любимого букета императрицы» по легенде легла в основу знаменитых духов «Красная Москва» 1924 года. Создал их все тот же Август Мишель, который и в советское время продолжил работать на фабрике. Аромат стал символом парфюмерии Советского Союза и знаковым парфюмом кинодив и жен чиновников.