Найти тему

В чем соревнуются наши мысли

Оглавление

Умственная сцена каждого из нас сравнительно невелика. Мы можем удерживать в мыслях только 3-4 задачи.

В результате экспериментов Джорджа Миллера в 1956 году было определено, что семь объектов – это максимальное количество, к которое мы можем в один и тот же момент удерживать в голове. Современные ученые пришло к выводу, что 7 объектов – это очень много. С такой нагрузкой справляются единицы. Обычно мы можем мысленно удерживать только 3 или 4 объекта.

Представим, что начинается обычное утро. Вы выехали из дома и мысленным взором окидывается масштабы предстоящей на день нагрузки. Вас одновременно беспокоит трудная задача, которую необходимо выполнить на работе, успеваемость ребенка в школе, при этом необходимо следить за дорогой, если вы за рулем и вдобавок раздается телефонный звонок, на который обязательно нужно ответить. К трем объектам внимания добавился четвертый – звонок. Все прочие задачи ушли с вашей мысленной сцены. Но они удерживаются в голове, благодаря нейронным связям, и вы к ним вернетесь, когда поговорите по телефону.

Происходит переключение: мы мысленно перескакиваем от одной проблемы к другой. Думать одновременно о нескольких вещах сразу мы не можем. Началась усиленная нагрузка на префронтальную кору. Подробнее ее работу мы описывали в другой статье.

Конкуренция мыслей в голове

В условиях ограниченного ресурса нашей префронтальной коры можно говорить о конкуренции решаемых задач. Когда мозгу необходимо удерживать несколько мыслей, возникает необходимость соревновательности, то есть какая-то мысль преобладает. Может это жизненно важное для вас в настоящий момент действие. Например, оценка ситуации на дороге в час-пик требует большего внимания. Мысли о работе или приготовлении ужина, естественно, отступают на этом фоне на второй план.

Мозг вынужден сам расставлять приоритеты при работе с информацией из-за ограниченной мощности префронтальной коры. Когда сталкиваются разные мысли или задачи, между ними происходит своего рода конкуренция за ресурсы.

Пример с дорогой и мыслями о работе и ужине очень хорошо демонстрирует этот принцип. Ситуация на дороге требует немедленного внимания и быстрого принятия решений для обеспечения вашей безопасности, поэтому она будет преобладать над менее срочными задачами, такими как размышления о планах на ужин.

Этот процесс можно объяснить с точки зрения когнитивных теорий, таких как теория рабочей памяти Алана Бэддели, которая предполагает, что рабочая память состоит из нескольких компонентов, каждый из которых имеет свои ограничения по объему и длительности хранения информации. Когда в рабочей памяти слишком много информации, менее важные или менее срочные элементы могут быть вытеснены более важными или срочными.

Также этот принцип имеет важные практические приложения. Понимание того, как мозг распределяет внимание, может помочь улучшить управление временем и задачами, что особенно важно в многозадачной среде. Например, знание о том, что сложные задачи требуют больше когнитивных ресурсов, может заставить человека планировать выполнение таких задач в то время, когда меньше отвлекающих факторов.

-2

Есть различные эффективные техники, которые помогают организовать мысли и задачи, снимая когнитивную нагрузку с префронтальной коры. Когда вы визуализируете и разбиваете задачи на мелкие блоки, вы не только позволяете своему мозгу легче управлять и приоритизировать задачи, но и снимете стресс от перегрузки информацией.

1. Визуализация:
Визуализируя задачи на бумаге, вы облегчаете их восприятие и обработку. Разделение задач на разные цветные листочки помогает зрительно различать категории и приоритизировать их.

2. Разделение на блоки:
Разделение задач на крупные блоки, такие как работа, дом, покупки, позволяет лучше управлять временем и ресурсами. Это также предотвращает перегрузку и сохраняет ясность мышления.

3. Редактирование списка:
Постоянная проверка и обновление списка позволяет помнить о текущих задачах и вносить необходимые корректировки. Это создает иллюзию контроля над ситуацией и уменьшает тревожность.

4. Физический носитель:
Ношение с собой записей, особенно если они разбиты на конкретные блоки, помогает напомнить вам о задачах в нужное время. Например, вы вспомните о покупках, когда окажетесь возле магазина, благодаря вашей записи.

5. Принцип "вытеснения":
Убедившись, что важные задачи записаны и визуализированы, ваш мозг может 'отпустить' их на время, что освободит когнитивные ресурсы для текущих действий.

-3

Техника Помидоро:
Разделяйте задачи на 25-минутные интервалы работы с последующими короткими перерывами. Это помогает сфокусироваться и улучшает продуктивность.

Цифровые приложения: Используйте приложения для организации задач, которые позволяют создавать списки и напоминания. Это цифровая альтернатива бумажным листочкам.

Bullet Journal:
Эта методика позволяет организовывать задачи, цели и заметки в одном месте. В тетради для записей ведется несколько разделов план на день, на месяц, на квартал, на год. В соответствии с вашей целью на год, прописываются более мелкие задачи на месяц. А они, в свою очередь, дробятся на небольшие ежедневные дела. Так, шаг за шагом, вы ежедневно выполняете то, что приближает вас ц цели.

Таких крупных целей может быть несколько. И на все у вас будет хватать времени, т.к. мозг не будет перегружен сложной работой. Вы будете постепенно продвигаться вперед. А по прошествии полугода сможете увидеть, как незаметно проделали огромную работу.

Применяя эти методы, вы не только облегчите себе жизнь, но и значительно повысите эффективность своего времени и умственных усилий.

Таким образом, наш мозг старается оптимизировать использование своих ресурсов, постоянно оценивая важность и срочность возникающих перед ним задач.

Удается ли вам планировать свое время? Пишите в комментариях, интересно обсудить, какие способы вы привыкли использовать!