МИД Армении фактически не исключает выполнения очередного требования Баку, а именно совместного с Азербайджаном предложения о роспуске Минской группы ОБСЕ. «Армянская сторона может рассмотреть вопрос о продолжении Минского процесса, в первую очередь, в контексте заключения мирного договора»,- сообщили «Азатутюн» в МИД Армении. Ильхам Алиев считает желание Армении сохранить Минскую группу территориальным притязанием в отношении Азербайджана, а правительство Пашиняна, стремящееся к воображаемому миру с Азербайджаном, заявило на самом высоком уровне, что Арцах - это Азербайджан. А сегодня уже на уровне МИД заявляет, что оно готово пересмотреть посреднический формат, который действовал в течение трех десятилетий и был единственным форматом для закрепления и ликвидации независимости Арцаха.
«Разговоры вокруг Минской группы могут вестись только после подписания мирного соглашения. То есть, его смысл уже после заключения мирного договора, просто теряется", - заявил ранее председатель НС Ален Симонян, комментируя вопрос роспуска Минской группы, А до этого, еще 12 июня, Никол Пашинян прямо с трибуны НС поставил под сомнение смысл существования МГ. «Минская группа ОБСЕ, по сути, в нашей реальности является чем-то вроде иконы для нашей политической мысли. Но мы понимаем, что с февраля 2022 года и даже до этого, фактически, сопредседатели Минской группы ОБСЕ и члены Минской группы в основном не общались друг с другом. То есть Минской группы ОБСЕ, как таковой, де-факто нет. Начиная с 2016 года одним из ключевых моментов переговорного процесса была ликвидация существующей в Нагорном Карабахе системы", - заявил он. Еще до войны 2020 года Азербайджан начал торпедировать работу Минской группы, которую Баку обвинял в бездействии. Но затем дошло до того, что Алиев с насмешкой «отправил сопредседателей на пенсию».
Никол Пашинян, в свою очередь, ставил под сомнение переговорный процесс в рамках МГ ОБСЕ с тремя основополагающими принципами: неприменения силы, территориальной целостности, равноправия и самоопределения народов. Еще до войны Пашиняновская дипломатия заменила эти принципы на размытую формулировку «безопасность и статус». И хотя сразу после 44-дневной войны министры иностранных дел стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ подтвердили свою приверженность трем основополагающим принципам, дальнейшие процессы привели к тому, что из дипломатических текстов постепенно были вытеснены основополагающие принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, уступив место сугубо гуманитарным вопросам. Фактически, еще до 2020 года действующие власти Армении последовательно продвигали азербайджанскую повестку, принижая роль и значение формата МГ ОБСЕ, а после войны, как напоминает в беседе с «Грапарак» депутат парламентской фракции «Армения» Артур Хачатрян, Алиев сказал, как должен быть разрешен конфликт.
«Решение о созыве Минской конференции было принято в Будапеште в 1992 году, где должны были решить вопрос о политическом статусе Нагорного Карабаха. Подчеркиваю, политический статус Нагорного Карабаха еще не определен. Независимо от того, чего хотят власти Азербайджана и Армении в лице Пашиняна, есть три конфликтующие стороны, одна из которых - Нагорный Карабах, которая также должна согласиться с этим решением»,-говорит Хачатрян.
Депутат напоминает процитированное выше заявление Пашиняна и подчеркивает, что еще несколько месяцев назад тот согласился с требованием Алиева. «Во время парламентского часа в Национальном собрании он с высоким актерским мастерством отвечая на вопрос депутата от фракции «Гражданский договор» сказал: «А что такое Минская группа? Минская группа - это просто блеф». Этим он показал, что Армения сама предвзято относится к деятельности Минской группы, следовательно, дала свое принципиальное согласие Азербайджану на то, чтобы вместе обратиться с просьбой о роспуске Минской группы. Это было очередное подчинение еще одним требованиям Азербайджана", - говорит депутат, считая недопустимым, чтобы Республика Армения пошла на подобную сделку с Азербайджаном, потому что последний выдвигает это требование с одной целью - окончательно закрыть Арцахский вопрос.
"Да, Азербайджан требует, чтобы эта группа была распущена по одной причине: они считают, что карабахский вопрос уже решен, его не существует, следовательно, любой формат, действующий в соответствии с этим мандатом, больше не имеет права на существование. Они навязали это властям, которые во всем согласны с Азербайджаном, но я подчеркиваю, что Республика Арцах, народ Арцаха не согласны с этим решением, следовательно, это не означает, что если обе стороны согласны, то вопрос должен решаться таким образом. Армения была согласна с вариантами поэтапного и пакетного урегулирования, но Карабах не согласился, и начали разрабатываться новые варианты. Нагорный Карабах - это не семейное кладбище Никола Пашиняна, чтобы он решал, ставить ли надгробную плиту или установить хачкар. Народ Нагорного Карабаха имеет свои неотъемлемые права, включая политические, право на свободное самоопределение и определение своего политического статуса.
Так что, не суть важно что хочет Никол Пашинян, его капризы не могут быть приоритетнее права народа Республики Арцах», - подчеркивает оппозиционный депутат. Несмотря на то, что сегодняшние власти РА фактически безропотно выполняют требование Баку, Артур Хачатрян не считает закрытой возможность повторного включения Арцахской проблемы в международную повестку. Все зависит от благоприятных внешних условий и, конечно же, от политики, которую будут проводить будущие власти Армении.
«Если в Армении будут национальные силы и ситуация в Европы будет урегулирована, конечно, этот вопрос должен быть возвращен в политическую повестку, но для этого должна улучшиться ситуация в мире, что находится вне возможностей Армении. У Армении должен быть национальный лидер, который, который в подходящих геополитическиях условиях сможет вновь актуализировать этот вопрос . Поэтому ни в коем случае нельзя соглашаться на роспуск Мискской конференции. Напротив, этот вопрос всегда должен оставаться в повестке.
Сйечас главной задачей должно быть право народа Арцаха на коллективное возвращение. Алиев запретил Пашиняну говорить об этом, но это не означает, что мы все в Армении и Диаспоре и, главное, Арцах и избранные законные власти Арцаха не должны поднимать этот вопрос», - говорит наш собеседник. Артур Хачатрян напоминает заявление Никола Пашиняна о том, что его избрал не народ Арцаха, поэтому он не может представлять их. «Это, наверное, единственное в чем он прав. Он не имеет права представлять народ Арцаха. В таком случае, пусть скажет Азербайджану: «Я не имею права говорить от имени народа Арцаха. Иди, и сам договаривайся с арцахцами и избранными законными властями»,- продолжает Хачатрян, напоминая, что все бывшие власти Армении выступали в качестве гарантов безопасности народа Арцаха, и это зафиксировано даже в Стратегии национальной безопасности, принятой правительством Пашиняна в 2019 году.
"Повторяю, Республика Арцах - не собственность Никола, и он не вправе решать, где должны жить арцахцы, в каком статусе, какие права продвигать и на какие уступки идти. Это неотъемлемое и непреходящее право народа Арцаха", - заключает Артур Хачатрян.
Марианна Каграманян
Источник: https://hraparak.am/post/6ac1343e50b5a93c4f2deeb4a97b19b5