Найти тему

Последний выстрел: истории трех женщин, казненных в Советском Союзе

Оглавление

1950-й стал роковым для героинь сегодняшней статьи. Именно в этом году в Советский Союз вернули смертную казнь, отменённую тремя годами ранее, в 1947 году. И хотя женщин редко приговаривали к высшей мере наказания, уголовные дела этих героинь имели широкий резонанс и логическое завершение.

Антонина Макарова

Антонина Макарова: Тонька-пулеметчица
Антонина Макарова: Тонька-пулеметчица

Её судебное дело оказалось последним крупным расследованием, посвящённым измене Родине. Макарова вошла в историю как «женщина-палач», участвовавшая в расстреле советских граждан в годы Великой Отечественной войны.

Фамилию Макарова Антонина получила по ошибке, когда в её школьные документы внесли имя отца Макара как её фамилию. Сам отец страдал алкоголизмом и никогда не интересовался делами детей. Мать умерла сразу после войны. В семье, кроме Антонины, росло ещё трое детей и трое братьев.

После окончания школы Антонина устроилась вязальщицей на одну из фабрик, но из-за ухудшения зрения ей пришлось перейти на работу в заводскую столовую. В августе 1941 года девушку отправили на фронт.

Макарову приняли санинструктором в 24-ю армию, но на этой должности она не работала и ушла в буфетчицы — на место, которое было ей более знакомо.

Вскоре девушка попала в лагерь военнопленных, где ей пришлось оказывать медпомощь, так как там находилось много раненых. Однако ей удалось сбежать из лагеря, но недалеко — Макарова оказалась на оккупированной немцами территории.

Там она познакомилась с начальником локотской полиции Романом Иваниным. Её приняли на работу, даже не объяснив обязанностей. Но за бесплатное питание, проживание и зарплату Макарова была готова на всё. Как оказалось позже, даже стать настоящим палачом.

В 1942 году Антонина вступила в сожительство с начальником локотской тюрьмы. Под его влиянием она и стала штатным палачом. Одурманенная его речами о том, что немцы взяли Москву и теперь будет только немецкая власть, девушка поддалась агитации.

Первые четыре человека она расстреляла в 1942 году по приказу начальника тюрьмы. На суде Макарова рассказывала, что, исполняя приказы, практически никогда не испытывала сожаления или переживаний. За пулемёт садилась на корточки и, не прицеливаясь, просто стреляла.

После войны Макаровой долго удавалось скрывать своё прошлое. Как потом она признавалась, первые 10 лет вздрагивала от каждого стука в дверь, потом решила, что её уже не найдут. Она числилась ветераном войны, а её фотография висела в военном музее. После войны удачно вышла замуж и жила счастливо с мужем, в их семье родились дети. Никто даже не догадывался, кем была Антонина в своей «прошлой жизни» на самом деле.

-3

Её громкое дело стало по-настоящему резонансным. Женщину судили там, где она проводила расстрелы — в стенах локотской тюрьмы. На судебных заседаниях присутствовало много людей, в том числе родственники расстрелянных. Во время слушаний от самосуда женщину спасала только охрана.

Возможно, Макарова надеялась, что по истечении столько времени ей смягчат приговор, но в Советском Союзе для участников карательных операций не существовало понятия срока давности. В 1978 году за убийство более 200 человек «женщину-палача» приговорили к расстрелу, и в 1979 году приговор был приведён в исполнение.

Железная Берта

Белла Бородкина
Белла Бородкина

Биография Железной Берты, или официально Беллы Бородкиной, полна «белых пятен». Об этой героине и её судьбе на страницах канала "Хроники советской эпохи" выходила отдельная статья.

Существует мнение, что она работала на немецкую разведку, а когда выполнила свою задачу, осталась жить в Геленджике, устроившись на работу то ли официанткой, то ли посудомойщицей. Это была лишь её первая ступень карьерной лестницы. Низкооплачиваемая должность не помешала ей познакомиться со своим будущим мужем Николаем Бородкиным, владельцем шикарного особняка, за которого она вскоре вышла замуж.

В 1964 году Бородкину назначают исполнительным директором ресторана в Геленджике. Ожидая будущий карьерный рост, она заочно оканчивает техникум, а затем Институт Советской торговли.

В мае 1974 года Бородкину ждал настоящий взлёт — она становится управляющей геленджикского треста. Судьба сводит её с представителями местной власти, вращающимися в высоких кругах, — Николаем Погодиным и Сергеем Медуновым, которые становятся частыми гостями в её ресторане. Для них женщина не жалела самого дорогого вина и дефицитных деликатесов.

Бородкина была нужна Медунову как надёжный человек, который всегда напоит и накормит элитных гостей из столицы. Он знал, что залётную элиту будут ждать роскошные угощения, самая лучшая выпивка и отдых «с клубничкой», за который никто не спросит денег.
Сергей Медунов
Сергей Медунов

Среди таких гостей неоднократно можно было видеть самого Леонида Брежнева, облюбовавшего Краснодарские курорты как лучший способ поправить своё здоровье. Медунов использовал это преимущество как способ сблизиться с главой Советского Союза, ведь на тот момент начиналась борьба за высшую руководящую должность в КПСС.

Вместе с властью Медунова росло влияние Беллы Бородкиной. Она неоднократно награждалась и даже получила звание заслуженного работника торговли.

Внешне успешная женщина, грамотный управленец — это была лишь «ширма», за которой творились тёмные дела. Берта учила своих подчинённых разбавлять вино водой, в котлеты подмешивать больше хлеба, обвешивать и обсчитывать посетителей ресторанов и кафе. Все служащие, от хостесов до управляющих мест отдыха, были обложены "данью". За взятки раздавались должности и обеспечивалось прикрытие во время проверок.

Всем, что приносили Железной Берте, она делилась с нужными людьми. И не забывала оставлять себе.

При этом качество обслуживания в Геленджике было плохим. На это неоднократно жаловались отдыхающие, писали письма в газеты об отвратительном сервисе, обмане покупателей и плохом качестве блюд.

Однажды на одну из таких жалоб в Геленджик приехала проверка. Это место решил посетить сам начальник главкурорта, но, получив очень ценный подарок, недостатков в управлении Беллы Бородкиной не нашёл.

«Под монастырь» Железную Беллу подвела её любовь «к клубничке», пусть и не её собственная. Просто под её ведением в одном из кафе показывали закрытые фильмы для взрослых. Следователи вышли на исполнителей, а они уже перевели стрелки на Бородкину.

В это время началась борьба за власть Андропова, который сметал на своём пути всех соперников, среди которых оказался и Сергей Медунов. А Белла стала разменной монетой, чтобы найти компромат на Медунова.
Юрий Андропов
Юрий Андропов

После ареста у Беллы было изъято имущество на 1 000 000 рублей.

При аресте Бородкина вела себя спокойно и даже по-хамски, уверенная, что её высокопоставленные друзья обязательно вызволят её из следственной камеры. Но, как потом оказалось, они-то как раз и стали её "билетом" на тот свет.

Белла Бородкина совершила экономическое преступление, что не могло привести её к высшей мере наказания. Однако близость к высокопоставленным чинам и секретная информация, которой она владела, стали причиной того, что женщину приговорили к расстрелу.

Официально Бородкина была расстреляна, но в её деле отсутствует документ об исполнении приговора. Что ещё интересно — дочери отказали в выдаче тела и не сообщили о месте захоронения. Есть вероятность, что Железной Белле сохранили жизнь в обмен на вечное молчание.

Тамара Иванютина

Тамара Иванютина
Тамара Иванютина

Даже преступления Тоньки-пулеметчицы блекнут на фоне истории Тамары Иванютиной, известной как «киевская отравительница», которая с полным хладнокровием совершила серию убийств.

Она родилась в 1941 году в городе Тула в бедной семье, проживающей в коммунальной квартире. Постоянная нужда, которую испытывало это семейство, стала причиной того, что в приоритете у членов семьи была мысль разбогатеть любыми способами, не останавливаясь ни перед чем.

У родителей Тамары была знакомая, работавшая в лаборатории Биологического института. Для борьбы с крысами она однажды передала им раствор Клеричи, содержащий таллий — опасный для жизни человека.

Вероятно, сначала этот раствор применялся по назначению, но потом его начали использовать в других целях — для избавления от ненужных семье людей.

Первым, кого угостила пирожками с таллием мать Тамары, оказался сосед по коммуналке. Он часто и допоздна смотрел громко телевизор. Причину смерти врачи не установили. Следующей жертвой оказалась соседка, которая сделала замечание семье за лужу, оставленную в общем туалете.

Затем эффект раствора Клеричи был протестирован на родственнице, которая заявила главе семейства, что скоро его жена умрёт. Чтобы "предсказание не сбылось", родственнице предложили рюмку самогона с каплями таллия.

Возможно, кажется, что все темные дела родители проворачивали в тайне от своих детей. Но Антонина с сестрой были в курсе того, что делали родители, и в какой-то момент решили, что теперь они могут претендовать на лучшую жизнь. По крайней мере у них был «инструмент», который мог помочь в этом.

Вскоре Тамара вышла замуж за дальнобойщика и переехала в его двухкомнатную квартиру. Но в её планах не стояло создание счастливой семьи. Потихоньку она начала травить своего супруга, добавляя таллий в пищу.

У мужа начались проблемы со здоровьем: стали выпадать волосы, отказывать ноги. Он умер в больнице с диагнозом «сердечно-сосудистая недостаточность».

Долго не горевав, Тамара продала двухкомнатную квартиру и перебралась к своей сестре в Киев, которая в это время тоже отправила своего супруга на тот свет точно таким же способом.

Новым избранником Тамары стал Олег Иванютин. Он был младше её на семь лет и имел дом в Краснодаре. Родители Олега продали собственную квартиру и переехали к молодым поближе. Новый дом Тамаре приглянулся, и она захотела в нём жить.

Первым с помощью таллия она ликвидировала отца второго супруга. Свекру яд добавлялся в еду постепенно. А на его похоронах сразу разделалась и со свекровью: вместо валокордина добавила в стакан капли раствора Клеричи.

Теперь дошла очередь и до второго супруга, которого она тоже начала травить. Дом ей всё-таки достался. Она завела там кур, а затем и свиней.

Содержать свиней в то время было делом трудозатратным. Сложно было достать корм.

Тамара Иванютина приняла решение устроиться в школьную столовую; её целью были объедки, которые она уносила домой.

На работе она завоевала статус конфликтного человека, свои обязанности выполняла плохо. Несколько раз отключала холодильник на ночь, чтобы испортились продукты. Однажды накричала на двух школьников, которые хотели накормить собачку своими оставшимися котлетами от обеда.

Тех, кто выступал против неё, «подкармливала» таллием. Отравила учителя химии, который, к счастью, остался жив. Она также отправила на тот свет школьного парторга и диетсестру.

В марте 1987 года в школе, где работала Иванютина, случилось настоящее ЧП. В больницу поступило сразу 14 человек: три ученика и 11 сотрудников. Все жаловались на тошноту, высокую температуру и боль в суставах. Симптоматика напоминала грипп.

Но как только скончались четыре человека, была вызвана прокуратура, которая заподозрила отравление.

Тамара Иванютина попала под подозрение сразу. Слишком уж странным казалось множество смертей среди её родственников. Её муж в это время лежал в больнице и не мог вставать с постели из-за боли в ногах.

В доме Иванютиных прошёл обыск, во время которого в швейной машинке в бутылочке и был обнаружен раствор Клеричи, с помощью которого Тамара так искусно расправлялась со своими врагами.

Была проведена эксгумация тел родителей Олега Иванютина; в их останках нашли следы таллия.

Тамара во всём призналась. Доза таллия, оказавшаяся последней в ее преступлениях, предназначалась для заведующего столовой, который повесил на склад с продуктами амбарный замок. Иванютина знала, что он обедает позднее, а потому добавила яд уже в остатки еды. Её не смутило, что в этот день пришёл обедать не только заведующий, но и ещё больше десятка человек, в том числе дети. Она спокойно наблюдала, как они поглощают отравленную еду.

На следствии отравительница охотно делилась со следователями подробностями своих преступлений и даже обещала им гору денег.

Мать Тамары Иванютиной, когда дочь была уже задержана, предприняла последнюю попытку убийства. Ей не понравилось, что у соседки пенсия оказалась больше, чем у неё. Она угостила соседку оладьями с таллием, но та была уже наслышана о преступлениях дочери. Оладьи она взяла и выбросила. Не повезло только соседской кошке, которая эти оладьи съела.

Это судебное дело вызвало большой резонанс. Были арестованы родители Иванютиной, сама Тамара и её сестра Нина.

За 11 лет женщина отравила 40 человек, 13 из которых — со смертельным исходом.

Родителей приговорили, одного — к 10 годам лишения свободы, другого — к 13, Нину, сестру, — к 15 годам, Тамару — к расстрелу.

Тамара Иванютина так и не раскаялась в своих преступлениях и просить прощения на суде не стала. Приговор был исполнен в декабре 1990 года.