Найти тему
dvnovosti.ru

DVHAB на районе: Некрасова - улица круглых домиков и зверского убийства (ФОТО)

Улица Некрасова – одна из самых неприметных в центре города. Неизвестно, когда именно она появилась (вероятно, после строительства железнодорожного вокзала в 1897 году), но точно то, что когда-то она была гораздо длиннее и шла чуть ли не до Энергомаша. Сохранились жалобы строителей завода, живших в бараке на Некрасовской, 55 в 1935 году. Ориентировочно, этот дом стоял в районе нынешней развязки у «НК-сити». Приводить воспоминания не будем, там ничего необычного – холод, грязь, бездорожье и т.д.

Вряд ли мы узнали бы хоть что-то об истории этой улицы и ее окрестностей, если бы на ее перекрестке с Серышева железнодорожники в середине 30-х годов не задумали сделать, как сейчас модно говорить, учебный кампус.

Под строительство выкупались дома частного сектора с обязательной фотофиксацией. Именно благодаря этому мы сейчас можем посмотреть, как выглядела Некрасова 90 лет назад. Судя по старым фото, люди здесь жили не богатые.

   Школа № 15, 1936 года постройки
Школа № 15, 1936 года постройки

Начали грандиозные работы со строительства огромной средней школы в квартале № 142 между Некрасовской и Станционной.

Школа (ныне № 15) была построена довольно быстро, менее чем за год. При этом стройка сопровождалась привычными нам скандалами, связанными с расселением жильцов.

- Площадку строительства школы управления ДВЖД регулярно посещают представители гороно. Указывая на избушки, стоящие на площадке, они «недоуменно» спрашивают: «Как, разве их еще не снесли?». Еще в феврале, когда была окончательно определена площадка под школу, к сносу предназначили 8 зданий. С тех пор завозят материалы, заваливают ими дворы, огороды и сами домики. Жители грозят «привлечь» ни в чем не повинных рабочих и шоферов, а время идет, – писала местная пресса весной 1936 года.
   Школа №15, вид с Яшина
Школа №15, вид с Яшина

Интересно, что по тогдашним правилам жильцам частного сектора предлагались либо выкуп, либо помощь в переносе дома на другую площадку. Известно, что второй метод был довольно популярен и дома с Некрасовской перевозили в разобранном виде в самые разные районы города – от Большой до Дальдизеля, где собирали вновь.

Железнодорожная школа была сдана в сентябре 1936 года, без особых торжеств, с опозданием и нареканиями.

   Школа №15
Школа №15
- Приняв на себя строительство школы с большой неохотой, строительный трест ДВЖД (начальник т. Бирон) относился к ней как к делу тягостному. Строители стремились только кое-как построить здание и втолкнуть туда учеников, качество их не интересовало. В результате, занятия в новой школе начались лишь 8 сентября вместо первого, да к тому же к этому времени здание было не закончено полностью, а водопровод пришлось переделывать, - писала местная пресса в октябре 1936 года.

От условий, в которых учились тогда дети, сейчас у всяких Роспотребнадзоров выпала бы челюсть от удивления.

- Ни водопровод, ни канализация, ни отопление в школе не работают. Стекла из рам выпадают, крыша протекает. В здании сыро и холодно. Вешалок нет ни одной, ребята вынуждены раздеваться в классах. Парты и шкафы настолько безобразны, что на них страшно смотреть, – живописал журналист будни школы в октябре 1936 года.
   Дом Пуца на Некрасовской. В нем до завершения строительства находилось управление жд-института.
Дом Пуца на Некрасовской. В нем до завершения строительства находилось управление жд-института.

Для полного антуража добавим, что своим левым крылом, ближе к улице Станционной, школа выходила на кладбище. Ученики вспоминали, что на роскошных надгробиях в кладбищенской тишине было очень удобно готовиться к экзаменам.

Но это еще не все. Сама улица Некрасовская была в конце 1930-х годов местом очень опасным. На ней, примерно в районе перекрестка с Яшина (Лесопильной), осенью 1937 года случилось нашумевшее убийство учительницы новой школы Нины Виноградовой.

   Фото из уголовного дела
Фото из уголовного дела

Краткая фабула такова – молодую женщину зарезали ножом поздно вечером просто так, от нечего делать, два пьяных рецидивиста-родственника (отец и его приемный сын), проживавших тут же, на Некрасовской, 128. Как выяснилось на суде, они долго кошмарили весь район, но жители не обращались в милицию, побаиваясь эту парочку.

- На глухой Некрасовской улице в 11 часов вечера с 10 на 11 сентября было совершено зверское убийство преподавательницы железнодорожной хабаровской средней школы Нины Михайловны Виноградовой. Перед судом предстали закоренелые рецидивисты, совершенно потерявшие человеческий облик. За час до убийства Крицкий и Фесенко пытались ограбить шедшего из бани гражданина Пономарчука. Ранее Крицкий в «содружестве» с кем-то, чья личность не установлена, ограбил гражданина Мастерских и ранил его ножом в спину. Завзятые бандиты, судившиеся дважды в прошлом, прикинулись на суде наивными дурачками, – описывал журналист открытый судебный процесс.
   Фото из уголовного дела
Фото из уголовного дела

В случившемся были фактически обвинены не только конкретные граждане, но и вся городская власть.

- Нельзя обойти молчанием тот факт, что коллектив 15-й средней школы неоднократно сигнализировал и в Хабаровский горсовет, и в Кировский райсовет о ненормальной обстановке в районе. Школа требовала осветить погруженную вечерами во тьму Некрасовскую улицу, закрыть винную лавку неподалеку от школы, выставить милицейский пост, защитить детей, задерживающихся в школе, от хулиганов. Но к этим сигналам райсовет и горсовет оказались глухи, – сообщал журналист.
   Фото из уголовного дела
Фото из уголовного дела

25 октября 1937 года Дальневосточный краевой суд за убийство Нины Виноградовой приговорил Крицкого Илью Дементьевича и его отчима Фесенко Ивана Владимировича к расстрелу. Приговор был встречен «единодушным одобрением», однако впоследствии Фесенко в кассационной инстанции смог доказать, что он в убийстве участия не принимал, а только находился рядом. Расстрел ему заменили на десятилетний срок, который он благополучно и отбыл на Колыме, выйдя после войны на свободу.

Вскоре угол, где произошло убийство, полностью преобразился. По соседству со школой, с другой стороны Некрасова начали строить грандиозный Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне - ДВГУПС).

   Окрестности улицы Некрасовской, 1937 год
Окрестности улицы Некрасовской, 1937 год

Амбициозный проект предусматривал возведение в границах Серышевской-Некрасовской-Герасимовской-Лесопильной (Яшина) целого комплекса кирпичных зданий стоимостью более 50 миллионов рублей. Площадь, выделенная под институтский городок, составляла 55,3 гектара, с нее предстояло убрать 56 частных домов.

Работы начались летом 1938 года со сноса и переноса ненужных домов (часть решили временно сохранить под нужды строительства и будущего вуза) и сооружения временного городка для строителей.

Интересно, что помимо обычных двухэтажных бараков рядом со стройплощадкой были возведены и простояли пару десятков лет необычные круглые домики. В Сети встречаются упоминания, что это китайские фанзы для строителей из Поднебесной, однако это не так.

   Дома проекта Свиньина на Некрасовской
Дома проекта Свиньина на Некрасовской

Китайцы в строительстве «железки» не участвовали просто потому, что их на тот момент уже всех депортировали из Хабаровска. Круглые же домики – это проект широко известного в узких кругах военного инженера Владимира Свиньина, который тогда служил в Хабаровске начальником филиала НИИ инженерного управления РККА.

Есть не подтвержденные данные, что этот филиал располагался по соседству, на улице Герасимова, в домах, которые сохранились до сих пор.

   Дом на Герасимова
Дом на Герасимова

Более подробно мы расскажем об этом уникальном человеке и его проектах как-нибудь в другой раз. А пока лишь упомянем, что он практически одновременно с началом строительства «железки» был арестован по делу маршала Блюхера, никого не оговорил на допросах и умер в военном госпитале 11 июня 1940 года, когда его, судя по всему, уже собирались оправдать и отпустить.

Есть еще несколько странностей со строительством «железки». Например, в прессе тех лет утверждалось, что проект принадлежит архитектору Алабяну. Позже в авторах стали фигурировать другие персонажи – Волошинов и Готлиб.

   Строители «железки»
Строители «железки»

Кроме того, строительство началось не с нынешнего главного корпуса на Серышева, а со второго, на Яшина. Теперь такой порядок действий объясняется тем, что якобы строители считали, что на главный корпус, дорогой и сложный, им не хватит сил и средств.

Однако это объяснение представляется сомнительным. Скорее всего, главным должен был стать именно нынешний второй корпус, поскольку он своим фасадом выходил на только что построенный элитный городок Далькрайсполкома и именно там должен был формироваться новый центр городской жизни, но что-то пошло не так.

   Строительство «железки»
Строительство «железки»

Отметим, что согласно первоначальным планам, первую очередь корпуса ХабИИЖТа по Яшина должны были закончить к сентябрю 1939 года, но сдачу перенесли ровно на год.

Сохранились жалобы рабочих и бригадиров на то, что не хватает кирпича и цемента, не работают механизмы, а «главный механик стройки тов. Лоскутов не принял энергичных мер к устранению этих недостатков».

Уже набранных студентов отправили учиться двумя группами в Новосибирск и Томск. Третья группа, состоявшая всего из пятнадцати человек, осталась в Хабаровске и занималась в упомянутой ранее железнодорожной школе № 15. Лишь 26 сентября 1940-го была сдана первая секция вуза (ныне та часть учебного корпуса № 2 на Яшина, что ближе к Герасимова), и студенты второго курса и вновь поступившие первокурсники общей численностью 310 человек приступили к занятиям.

   Студентки «железки»
Студентки «железки»

Помимо того, что студентам пришлось учиться и жить в недоделанных корпусах, они еще и достраивали собственный вуз.

- Кроме учебы в институте, студенты его строили… В помощь строителям ежедневно выделялось значительное число студентов. Они работали в режиме рабочей смены - восемь часов в день, и занимались разгрузкой кирпича из вагонов, кладкой стен, настилкой полов, устройством перегородок, подшивкой потолков и другими работами, - вспоминал первый выпускник Г. Хандурин.

Война затормозила и без того отстающее от графика строительство, но тем не менее в 1942 году весь корпус на Яшина был достроен полностью.

Стоит обратить внимание на то, что, судя по старым фото, корпус «железки» на Яшина изначально был очень красивый, с балконами и колоннами. До наших дней балконы не сохранились, их почему-то демонтировали.

   До наших дней красота не сохранилась
До наших дней красота не сохранилась

Первый выпуск из «железки» состоялся в 1944-м. Кстати, выступая с торжественной речью по этому поводу, первый секретарь крайкома КПСС Геннадий Борков, раздав в начале выступления благодарности и добрые пожелания, косвенно намекнул, что в вузе много бардака, с которым пора кончать.

- Последнее пожелание — нужно всемерно укреплять дисциплину в рядах студенчества. Транспортный вуз — это военный вуз. Должна быть военная дисциплина. Нужно за разрешение этой задачи взяться не покладая рук. В скором времени предстоит набор первокурсников. В этом году нужно отрешиться от тех поблажек, которые мы давали ранее, принимая кого попало, лишь бы набрать установленную норму. Это слишком дорого стоит государству. Поэтому нужно принимать всесторонне грамотных людей, которым потом бы не пришлось делать скидок, - сказал первый секретарь крайкома Геннадий Борков на торжественном вечере 29 июля 1944 года.
   Изначально корпус по Яшина выглядел так, 1953 год
Изначально корпус по Яшина выглядел так, 1953 год

Интересно, что таких намеков и прямых отсылок в старых документах и прессе довольно много. То есть легенда о «железном сталинском порядке» не очень соответствует действительности. Криворуких лодырей, бестолковых пофигистов, отмороженных рецидивистов и так далее хватало и тогда - и это касалось не только отрасли образования или конкретно Некрасовской улицы, но практически всех сфер жизни нашего города на всей его территории.

Заканчивая рассказ о «железке», этой доминанте улицы Некрасова и ее окрестностей, остается добавить, что нынешний главный корпус вуза по Серышева окончательно достроили лишь в 1958 году, к юбилею Хабаровска и с тех пор он является одной из главных визитных карточек города.

   Главный корпус «железки»
Главный корпус «железки»

Примерно в то же время «приговорили» к тотальному сокращению саму улицу Некрасова. При реконструкции бульваров было принято решение, что она их пересекать больше не будет, и на месте бывшего перекрестка Некрасова-Амурский бульвар построили кинотеатр «Дружба».

   Кинотеатр «Дружба», 1962 год
Кинотеатр «Дружба», 1962 год

Отметим, что примерно тогда же фактически исчезли Мухина, Владивостокская, Театральная и ряд других улиц и переулков в центре города. С сегодняшней точки зрения это решение выглядит крайне сомнительно, но кто же тогда знал, что в Хабаровске будет столько автомобилей.

При этом забавно, что если от Яшина в сторону центра Некрасова теперь застроена напрочь, вплоть до полного исчезновения улицы как таковой, то другая ее часть, в сторону Брестской, осталась практически в первозданном виде. В темноте в этих местах лучше одному не ходить, а то будет, как с учительницей Виноградовой.

   Некрасова, 70. Дом для преподавателей «железки», построенный японскими военнопленными
Некрасова, 70. Дом для преподавателей «железки», построенный японскими военнопленными

Напомним, что мы уже рассказывали об улице Трехгорной, которую ранее в народе называли «Живые и мертвые»; об улице Запарина, которая начиналась и заканчивалась китайскими районами, а посередине стоит первый в городе конструктивистский дом, возведенный под руководством американских инженеров по новейшей технологии; о Комсомольской, которая примечательна огромной школой, построенной всего за три месяца, особняком, который случайно снесли и построили заново, и много чем еще. Об этом, а также о многом другом читайте в разделе «Городские истории».

Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru

Фото: Данил Бирюков, музей ДВГУПС, архив ДВЖД, архив Хабаровского краевого суда, Гродековский музей