Глава Вологодской области продемонстрировал местным жителям свои исторические предпочтения. Врио вологодского губернатора Георгий Филимонов устроил видеоэкскурсию по портретам, которые висят в его офисе.
В основном это Ленин и Сталин в разных видах. Интересно, что когда в кадр несколько раз попадает портрет Сталина, Филимонов говорит: «Здравствуйте» – то ли Сталину, то ли сотрудникам офиса, случившимся рядом.
Картины со Сталиным дополняются большими портретами генерального комиссара госбезопасности СССР Лаврентия Берии и основателя ЧК Феликса Дзержинского. И как вишенка на торте – картина: вологодскому губернатору пожимает руку Сталин.
Прямо-таки буквальная иллюстрация образа, взятого из «Капитала» Карла Маркса - «мертвый хватает живого». Рукопожатие с мертвецом – довольно необычное зрелище, этакий макабр.
Тут же рядом православные иконы, портреты полководцев – и Филимонов не видит в этом смешении разных символов чего-то необычного. Похоже, он рассуждает примерно как важный итальянский государственный чиновник в одном из романов Альберто Моравия - представители власти, к какой бы исторической эпохе они не относились, одинаково ценны, потому что они – представители власти. Этого персонажа романа Моравия спрашивают о памятнике на гордской площади - это важный чиновник? И персонаж отвечает:
“Все чиновники важны. Государство важнее всего на свете, поэтому все его представители в одинаковой степени важны”.
И вот примерно в таком же духе вологодский губернатов заявляет, что пестрое смешение портретов в его офисе - это «не эклектика, а стиль», так как речь идет об истории российского государства. Но Сталина и Берию рядом с иконами и царскими деятелями многие называют именно эклектикой – и напоминают, что подобное смешение символов весьма популярно в современной России.
В этом смысле не хуже вологодского губернатора выступил, например, известный сибирский политик Анатолий Локоть - будучи мэром Новосибирска, он поразил горожан праздничными плакатами с поздравлениями от Сталина, прямо как в советские времена. И одновременно он же санкционировал установку памятника Николаю II - представьте, как может выглядеть этот памятник на фоне плакатов со Сталиным.
В нынешнем смешении разных исторических эпох в один ряд поставлены и последний русский царь, и вождь коммунистов, которые расстреляли этого царя.
И подобное сочетание несочетаемого можно видеть на каждом шагу.
Эклектика во всем – например, вспоминаются высказывания Дмитрия Пескова, специального представителя президента по вопросам цифрового и технологического развития. У спецпредставителя президента цифровые технологии и другие новейшие достижения удивительным образом сочетаются с ностальгией по царской империи:
«Мы хотим восстановить Россию времен Николая II».
Правда, образ той империи в изложении Пескова выглядел весьма односторонне – и агентство новостей Рамблер в связи с этим ехидно замечало:
«Возникает подозрение, что о том историческом периоде господин спецпредставитель судит по песне группы «Белый орел». Читатели должны помнить ее:
Балы, красавицы, лакеи, юнкера
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки.
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера».
Рамблер увидел в высказываниях Пескова еще один пример желания современной российской элиты отдалиться от плебса - отсюда поразительные по своей безвкусице дворцы-имения, яхты и прочая роскошь, а также идеи о новом дворянстве. И Рамблер фантазирует, кто мог бы стать цветом нового дворянства:
«А что? Гофмейстер его императорского двора граф Песков. Обер-фрейлина княжна Мария Захарова. Барон Ротенберг».
И многие фантазии уже превратились в реальность. В частности, дворянами по решению канцелярии Дома Романовых в свое время стали и Юрий Лужков, и бывший охранник президента Ельцина Александр Коржаков. Объединение под названием "Российское дворянское собрание" насчитывает более 12 тысяч членов.
В основном дворяне живут в столицах, живописуя собой примеры нынешней торжествующей эклектики.
Скажем, известный царский дворянин, офицер Сергей Оболенский, в свое время создавал Красную армию - а внук стал предводителем российского дворянства.