Найти в Дзене

О северных ездовых собаках, ч.1

Шикарная статья Вадима Вознесенского для тех, кто действительно хочет разобраться в ездовых собаках. Наверное, она очень известна, но тем не менее: повторение - мать учения. "Как известно, в профессиональном ездовом спорте практически с момента его зарождения спокойно относились к метисизации, ставя функциональность намного выше эстетики. При этом если кому-то вдруг покажется, что аляскинские хаски – бессистемное сборище полукровок, натасканных на скоростную беготню, он будет прав и не прав одновременно. Потому что современная селекция ездовых собак – это новая идеология племенной работы.
Очень многие русскоязычные хасятники и маламутоводы глубоко заблуждаются относительно функционала собственных собак. Почему-то на просторах рунета распространено убеждение, что сибирские хаски – спринтеры, а аляскинские маламуты, якобы, стаеры. Очередной бред, порожденный неизвестно чьими фантазиями. То, что собаки, изначально привезенные из Сибири, спринтеры – чепуха просто потому, что на

Шикарная статья Вадима Вознесенского для тех, кто действительно хочет разобраться в ездовых собаках. Наверное, она очень известна, но тем не менее: повторение - мать учения.

"Как известно, в профессиональном ездовом спорте практически с момента его зарождения спокойно относились к метисизации, ставя функциональность намного выше эстетики. При этом если кому-то вдруг покажется, что аляскинские хаски – бессистемное сборище полукровок, натасканных на скоростную беготню, он будет прав и не прав одновременно. Потому что современная селекция ездовых собак – это новая идеология племенной работы.

Аляскинские Хаски - ездовые метисы
Аляскинские Хаски - ездовые метисы

Очень многие русскоязычные хасятники и маламутоводы глубоко заблуждаются относительно функционала собственных собак. Почему-то на просторах рунета распространено убеждение, что сибирские хаски – спринтеры, а аляскинские маламуты, якобы, стаеры. Очередной бред, порожденный неизвестно чьими фантазиями. То, что собаки, изначально привезенные из Сибири, спринтеры – чепуха просто потому, что на просторах от Урала до Камчатки ни одному каюру не пришло бы в голову выводить собак для коротких дистанций. А то, что маламуты предназначены для дальних и сверхдальних забегов – еще большая ахинея, опровергаемая банальной анатомией. Кто хоть раз в жизни видел марафонца-тяжелоатлета? Мы все находимся в плену подмены понятий, очередного пиар-маневра заводчиков. Они говорят, что северные ездовые собаки созданы людьми селективно, чтобы таскать для них санки по Арктике.

Мы, люди, любим присваивать себе чужие достижения. Северные ездовые собаки созданы Природой для того, чтобы выживать в суровых условиях. То, что люди приспособились худо-бедно впрягать их в алыки – заслуга не такая уж значительная. Если кто-то не уловил тонкий, как бревно баобаба нюанс – северные народы использовали северных собак для езды не потому, что те лучшие бегуны, а оттого, что все другие породы в пределах полярного круга постигла бы скоропостижная участь мамонтов. Несомненно, пара сотен лет (я не оговорился – пара сотен, а не тысяча миллионов, как твердит пропаганда) регулярного использования в качестве ездовых, наложила отпечаток на собачью морфологию, психологию и физиологию, но весь собачий организм в первую очередь направлен на решение первостепенной задачи – выживания в условиях Арктики. А вот бегать на скорость, неважно на какие дистанции – не удел северных собак. Впрочем, обо всём по порядку.

Сибирские Хаски "Серебро Севера" на Международной гонке на собачьих упряжках "Волга Квест" (520 км) в 2017 году
Сибирские Хаски "Серебро Севера" на Международной гонке на собачьих упряжках "Волга Квест" (520 км) в 2017 году

На Аляске масса всяких ездовых состязаний – не только Айдитарод и Юкон Квест, а необозримое количество коротких, средних, длинных, профессиональных, любительских гонок, на которых выступают тысячи собак и сотни каюров. Плюс туристическая индустрия. Неудивительно, ведь собачьи упряжки – национальный вид спорта, а для многих машеров – семейный бизнес, уходящий корнями в двадцатые годы прошлого столетия. Известные фамилии продвигают эксклюзивные селективные линии. Например, династия Белфордов – их основатель начинал выращивать метисов чуть ли вместе с Сепаллой и вроде бы до сих пор продвигает линию, основа которой – помесь сибиряка и маламута.

Но ведь Сепалла ездил на чистокровных сибирских хаски! – поправят меня «знающие» кинологи. Еще один миф, очередной прогиб истории. Из тех собак, на которых ездил Сепалла, создали спортивную линию Sepalla, а в коммерческих целях - породу «выставочный сибирский хаски». Как я уже писал в статье «Сказки о Хаски» - наглядное доказательство тому биография знаменитого на весь мир Того, сына метиса маламута, но при этом – «чистокровного» сибирского хаски. Кстати в легенде есть упоминание и о том, как выбракованных щенков продавали обывателям. Того, единственный щенок в помете, Сепалле не приглянулся – и его загнали под видом, наверное, померанского шпица какой-то домохозяйке в Номе. Правда, не выдержав диванной жизни, будущий вожак сбежал обратно в питомник, где не только начал свою триумфальную карьеру, но и стал прототипом для описания стандарта породы. Это не я придумал – это утверждают Лорна Демидофф и Майкл Дженнингс в программной для всех хасятников брошюре «Герои белого безмолвия». К чести Сибирских хаски следует отметить, что несколько спортивных линий сибиряков, по экстерьеру, правда, сильно отличающихся от привычных нам «хасей», более-менее конкурируют с Аляскинскими хаски на средних и дальних дистанциях по сей день.

Про маламутов такого не скажешь. К маламуту у профессионалов отношение однозначное – для ездового спорта порода не предназначена. Кровь аборигенных собак все-таки подмешана в каждую из линий Аляскинцев, но эта кровь с кровью современных маламутов имеет немного общего, да и подмешивалась она отнюдь не для корректировки внешних признаков. И речь идет не о способности разных пород работать на конкретных дистанциях, потому что Аляскинские хаски бегут всё. Но аляскинцы, бегущие разные дисциплины, отличаются друг от друга даже сильнее, чем маламуты от сибирских хаски. На коротких дистанциях (от 4 до 20 миль) выступают собаки экстерьером больше похожие на гончих, длинноногие, короткошерстые, способные бежать в мощном растянутом кентере («вприпрыжку» - медленная, но устойчивая разновидность галопа, когда земли постоянно касается одна из лап), разгоняясь до 35 миль в час (это более пятидесяти километров). Средние, скорее даже стаерские дистанции (от 20 до 100 миль) лучше бегут особи вытянутого формата, традиционно с более длинным шерстяным покровом – их аллюр кентер и рысь, крейсерская скорость колеблется в районе 20 миль в час (36 км). Суперстаеры (от 100 до 1200 миль) еще больше похожи на северных ездовых собак – по крайней мере, наличием двойного утепления из покровного волоса (впрочем, короткого) и подшерстка. И их основной аллюр – энергичная рысь, средняя скорость – миль 14 в час.

Принципиальное отличие суперстаеров от бегунов на стаерские дистанции – в невероятной восстанавливаемости. По сути, суперстаеры пробегают за день те же сто-полтораста стаерских миль, но делают это с короткими перерывами для отдыха на протяжении нескольких суток. Не думаю, что какой-нибудь человек-марафонец, пробежав свои жалкие 26 миль (42 километра), на следующий день снова решился бы выйти на дистанцию. И, тем не менее, все вышеперечисленные собаки, несмотря на всевозможный спектр окрасок, форм, размеров, весовой разброс от сорока до семидесяти фунтов (18-31 кг), различия в углах постановки ушей, это всё – Аляскинские хаски.

Аляскинские Хаски "Серебро Севера"
Аляскинские Хаски "Серебро Севера"

Продолжение следует в следующих статьях.