(Знаки препинания в тексте песни не расставлены, т.к. сами знаки, их сочетания влияют на постижение смыслов, а авторская постановка неизвестна).
Стрелки часов моей жизни изношены
В пекло судьбы мною многое брошено
Сотни дорог, от простых до немыслимых
Шрамы души моей в поисках истины
Припев:
Остановись, мгновение, постой!
Прекрасно так, легко!
И не смело б следа, оставленного мной
Течением веков
В предчувствии минуты дивной той
Впервые без оков
Я высший миг
Теперь вкушаю свой
Жизнь моя — бой между прошлым и будущим
Дни мои — стаи птиц, в небо отпущены
Именно в это мгновение я чувствую
Труд моей жизни повсюду присутствует
Припев.
Стрелки часов моей жизни изношены
В пекло судьбы мною многое брошено
Жизнь моя — бой между прошлым и будущим
Дни мои — стая птиц, в небо отпущена
Первые куплет песни можно соотнести с началом текста «Божественной комедии» Данте Алигьери (комментарий Юлии О.):
Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Жизнь человека наполнена множеством событий разного характера и свойства, любое взросление происходит в моменты трагедий и потерь. Что видит человек, оглядываясь назад? Человек, проживший сложную, напряжённую жизнь…
В этом куплете интересно также поиграть со знаками препинания.
Если поставить точку «Стрелки часов моей жизни изношены. В пекло судьбы мною многое брошено.», то можно увидеть героя пожилым человеком, который констатирует факт прожитой им жизни.
А если поставить двоеточие «Стрелки часов моей жизни изношены: в пекло судьбы мною многое брошено.», то образ героя меняется: он может быть любого возраста, т.к. изношенность стрелок его жизненных часов объясняется напряжённостью его жизни.
Точно также знаки препинания изменят смысл и во второй части куплета.
Если рассматривать такую постановку: «В пекло судьбы мною многое брошено: сотни дорог, от простых до немыслимых, шрамы души моей в поисках истины», то «многое», брошенное в пекло судьбы, становится обобщающим словом для однородных членов «сотни дорог» и «шрамы души», которые, в свою очередь, приобретают независимость друг от друга: шрамы могут быть приобретены вне дорог.
А если поставить тире «Сотни дорог, от простых до немыслимых - шрамы души моей в поисках истины», то шрамы души становятся итогом, отображением пройденных дорог.
Строка «Жизнь моя — бой между прошлым и будущим» имеет множество смыслов:
- борьба с болезнью – ежедневный бой за будущее (Ф. Кафка начал писать «Процесс», когда узнал о том, что он неизлечимо болен);
- влияние жизненного опыта на формирование характера, а следовательно, и будущего (привет, «Как закалялась сталь» Н. Островского);
- моменты принятия собственных действий, поступков, которые, всплывая в памяти, могут обжигать болью, стыдом, трагичным осознанием собственной неправоты, никчёмности, мешать быть собой.
Интересный образ в строке «Дни мои — стаи птиц в небо отпущены или Дни мои - стаи птиц - в небо отпущены». Это может быть как образ быстротечности (быстролётности) жизни, так и образ освобождения от груза прожитой боли, вины, страхов… Момент принятия всего, что произошло и себя в этом произошедшем.
Есть такая эзотерическая практика (она описана в одной из книг Лууле Виилмы): увидеть свою обиду, боль, страдание, любое чувство, которое тревожит, замкнутым в клетке внутри себя (человека, осмысляющего процесс), поговорить с этим чувством, попросить у него прощения за эту клетку… и отпустить.
Момент отпускания собственных «грехов».
Вот это понимание всех компонентов собственной жизни как необходимых составляющих, сформировавших личность, формирующих будущее («Именно в это мгновение я чувствую - Труд моей жизни повсюду присутствует») и даёт понимание значимости собственной жизни.
На мой взгляд, не стоит очень узко рассматривать фразу «Труд моей жизни повсюду присутствует». Да, в целом, чаще всего мы соотносим это с предметами искусства, реже с достижениями науки, часто забывая, что каждый человек оставляет свой след: в профессии ли, в работе, в детях, в учениках. Труд (во всей многозначности этого слова) каждой жизни присутствует повсюду, влияет на жизнь в моменте, на будущее.
Строки припева «И не смело б следа, оставленного мной течением веков» можно соотнести со стихотворением Г.Р. Державина «Река времён»:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
общий смысл которого в том, что со временем забывается всё, даже самые великие правители, царства, народы, дольше всех живёт искусство, но и оно не вечно.
Принятие себя во всех своих проявлениях и действиях, принятие всего, что произошло и происходит в жизни, даёт состояние свободы. Свободы от навязанных стереотипов (внешности, возраста, поведения, реакций), свободы от тщеславия, гордыни, самовлюблённости, самолюбования и т.д.
Такая свобода, с точки зрения эзотерики, - это самое ресурсное состояние, вершина возможностей. Это полное осознание себя в реальности жизненного потока. Это также принятие ответственности за каждый проживаемый миг жизни. Это состояние и называется «жить в моменте, в сейчас». Практикующие эзотерики стараются максимально продлить это состояние, контролируют его, т.к. жизнь в любых своих проявлениях часто выдёргивает из этого ресурса.
Человек, впервые переживающий это состояние, чувствует свободу от оков, очень остро её ощущает
С этим состоянием созвучны строки: «Остановись, мгновение, постой! Прекрасно так, легко!» и «В предчувствии минуты дивной той - первые без оков - я высший миг теперь вкушаю свой»
Если не погружаться в эзотерическое толкование, то можно увидеть героя, который на склоне лет осматривает дела рук своих, он «чувствует, что его непростая жизнь и его труд имеют очень большой смысл для мира в целом, что его дело крайне важно и значимо («Труд моей жизни повсюду присутствует»). Ему радостно, «прекрасно так, легко!» И очень важно, чтобы дело это, правильное и великое, сохранилось на века («И не смело б следа, оставленного мной течением веков») (комментарий Юлии О.).
И эта мысль соотносима с тем, что песня «Мгновение» является одной из завершающих песен 2 части альбома «Фауст», создаваемого по одноимённому произведению И.В. Гёте. Фауст на пороге смерти. Человек у порога смерти. Свобода как принятие факта смертности. Мгновение перехода.
Свобода от бренного, от бренности. Свобода!
P.S. лайки приятны, подписка крайне приятна. Свобода бесценна!