Найти тему

Гимн свободе в песне "Мгновение" Алексея Горшенёва

Иллюстрация с сайта ru.wallpaper.mob.org
Иллюстрация с сайта ru.wallpaper.mob.org

(Знаки препинания в тексте песни не расставлены, т.к. сами знаки, их сочетания влияют на постижение смыслов, а авторская постановка неизвестна).

Стрелки часов моей жизни изношены

В пекло судьбы мною многое брошено

Сотни дорог, от простых до немыслимых

Шрамы души моей в поисках истины

Припев:

Остановись, мгновение, постой!

Прекрасно так, легко!

И не смело б следа, оставленного мной

Течением веков

В предчувствии минуты дивной той

Впервые без оков

Я высший миг

Теперь вкушаю свой

Жизнь моя — бой между прошлым и будущим

Дни мои — стаи птиц, в небо отпущены

Именно в это мгновение я чувствую

Труд моей жизни повсюду присутствует

Припев.

Стрелки часов моей жизни изношены

В пекло судьбы мною многое брошено

Жизнь моя — бой между прошлым и будущим

Дни мои — стая птиц, в небо отпущена

Первые куплет песни можно соотнести с началом текста «Божественной комедии» Данте Алигьери (комментарий Юлии О.):

Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

Жизнь человека наполнена множеством событий разного характера и свойства, любое взросление происходит в моменты трагедий и потерь. Что видит человек, оглядываясь назад? Человек, проживший сложную, напряжённую жизнь…

В этом куплете интересно также поиграть со знаками препинания.

Если поставить точку «Стрелки часов моей жизни изношены. В пекло судьбы мною многое брошено.», то можно увидеть героя пожилым человеком, который констатирует факт прожитой им жизни.

Иллюстрация создана в приложении "Шедеврум" автором блога
Иллюстрация создана в приложении "Шедеврум" автором блога

А если поставить двоеточие «Стрелки часов моей жизни изношены: в пекло судьбы мною многое брошено.», то образ героя меняется: он может быть любого возраста, т.к. изношенность стрелок его жизненных часов объясняется напряжённостью его жизни.

Точно также знаки препинания изменят смысл и во второй части куплета.

Если рассматривать такую постановку: «В пекло судьбы мною многое брошено: сотни дорог, от простых до немыслимых, шрамы души моей в поисках истины», то «многое», брошенное в пекло судьбы, становится обобщающим словом для однородных членов «сотни дорог» и «шрамы души», которые, в свою очередь, приобретают независимость друг от друга: шрамы могут быть приобретены вне дорог.

А если поставить тире «Сотни дорог, от простых до немыслимых - шрамы души моей в поисках истины», то шрамы души становятся итогом, отображением пройденных дорог.

Строка «Жизнь моя — бой между прошлым и будущим» имеет множество смыслов:

- борьба с болезнью – ежедневный бой за будущее (Ф. Кафка начал писать «Процесс», когда узнал о том, что он неизлечимо болен);

- влияние жизненного опыта на формирование характера, а следовательно, и будущего (привет, «Как закалялась сталь» Н. Островского);

- моменты принятия собственных действий, поступков, которые, всплывая в памяти, могут обжигать болью, стыдом, трагичным осознанием собственной неправоты, никчёмности, мешать быть собой.

Иллюстрация создана в приложении "Шедеврум" автором блога
Иллюстрация создана в приложении "Шедеврум" автором блога

Интересный образ в строке «Дни мои — стаи птиц в небо отпущены или Дни мои - стаи птиц - в небо отпущены». Это может быть как образ быстротечности (быстролётности) жизни, так и образ освобождения от груза прожитой боли, вины, страхов… Момент принятия всего, что произошло и себя в этом произошедшем.

Есть такая эзотерическая практика (она описана в одной из книг Лууле Виилмы): увидеть свою обиду, боль, страдание, любое чувство, которое тревожит, замкнутым в клетке внутри себя (человека, осмысляющего процесс), поговорить с этим чувством, попросить у него прощения за эту клетку… и отпустить.

Момент отпускания собственных «грехов».

Вот это понимание всех компонентов собственной жизни как необходимых составляющих, сформировавших личность, формирующих будущее («Именно в это мгновение я чувствую - Труд моей жизни повсюду присутствует») и даёт понимание значимости собственной жизни.

На мой взгляд, не стоит очень узко рассматривать фразу «Труд моей жизни повсюду присутствует». Да, в целом, чаще всего мы соотносим это с предметами искусства, реже с достижениями науки, часто забывая, что каждый человек оставляет свой след: в профессии ли, в работе, в детях, в учениках. Труд (во всей многозначности этого слова) каждой жизни присутствует повсюду, влияет на жизнь в моменте, на будущее.

Строки припева «И не смело б следа, оставленного мной течением веков» можно соотнести со стихотворением Г.Р. Державина «Река времён»:

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

общий смысл которого в том, что со временем забывается всё, даже самые великие правители, царства, народы, дольше всех живёт искусство, но и оно не вечно.

Принятие себя во всех своих проявлениях и действиях, принятие всего, что произошло и происходит в жизни, даёт состояние свободы. Свободы от навязанных стереотипов (внешности, возраста, поведения, реакций), свободы от тщеславия, гордыни, самовлюблённости, самолюбования и т.д.

Такая свобода, с точки зрения эзотерики, - это самое ресурсное состояние, вершина возможностей. Это полное осознание себя в реальности жизненного потока. Это также принятие ответственности за каждый проживаемый миг жизни. Это состояние и называется «жить в моменте, в сейчас». Практикующие эзотерики стараются максимально продлить это состояние, контролируют его, т.к. жизнь в любых своих проявлениях часто выдёргивает из этого ресурса.

Человек, впервые переживающий это состояние, чувствует свободу от оков, очень остро её ощущает

С этим состоянием созвучны строки: «Остановись, мгновение, постой! Прекрасно так, легко!» и «В предчувствии минуты дивной той - первые без оков - я высший миг теперь вкушаю свой»

Если не погружаться в эзотерическое толкование, то можно увидеть героя, который на склоне лет осматривает дела рук своих, он «чувствует, что его непростая жизнь и его труд имеют очень большой смысл для мира в целом, что его дело крайне важно и значимо («Труд моей жизни повсюду присутствует»). Ему радостно, «прекрасно так, легко!» И очень важно, чтобы дело это, правильное и великое, сохранилось на века («И не смело б следа, оставленного мной течением веков») (комментарий Юлии О.).

И эта мысль соотносима с тем, что песня «Мгновение» является одной из завершающих песен 2 части альбома «Фауст», создаваемого по одноимённому произведению И.В. Гёте. Фауст на пороге смерти. Человек у порога смерти. Свобода как принятие факта смертности. Мгновение перехода.

Свобода от бренного, от бренности. Свобода!

Иллюстрация создана в приложении "Шедеврум" автором блога
Иллюстрация создана в приложении "Шедеврум" автором блога

P.S. лайки приятны, подписка крайне приятна. Свобода бесценна!