Тарханов Иван Романович (1846-1908)
Выдающийся российский ученый – физиолог, переводчик, педагог и популяризатор науки.
По происхождению грузинский князь из рода Тархан-Моурави. Имя при рождении Иван Рамазович Тархнишвили.
Родился в Тифлисе, в семье генерал-майора, князя Романа Дмитриевича Тархан-Моуравова.
Поскольку матушка скончалась, когда младенцу Ване не было ещё и года детство его прошло в Петербурге в семье родственников. В силу своего характера тяжело сходился со сверстниками и потому обучался дома. В 1863 году блестяще сдал экзамены за гимназический курс и получив аттестат зрелости поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.
Одновременно он посещает лекции И. М. Сеченова в Императорской медико-хирургическую академии и через год покидает университет и поступает в ИМХА.
Здесь он становится не только прилежным студентом профессора Сеченова, но и его верным помощником и последователем. Исследования молодого ученого стали темой доклада на 1-м съезде естествоиспытателей прошедшем в 1968 году. Обратите внимание что в это время он формально ещё оставался студентом, а диплом о высшем образовании получил только год спустя в 1869 году. Ещё через два года в 1871 году защитил диссертацию на соискание научной степени Доктор медицины. Обратите внимание мои уважаемые читатели, что Ивану Тарханову к этому моменту было всего 25 лет.
Я не буду подробно пересказывать биографию этого замечательного человека и ученого, скажу только, что вклад его в отечественную науку поистине огромен. Он провел целый ряд научных исследований по самым разнообразным вопросам физиологии, занимался исследованиями психики человека, вопросами, связанными с таким непознанным до сих пор явлением, как человеческий сон.
Именно Тарханов стал одним из первых ученых в мире, занимавшихся вопросами воздействия на организм живых существ Х-лучей, открытых Вильгельмом Рентгеном.
Кроме научных исследований и чтения лекций в целом ряде высших учебных заведений, Иван Романович был активнейшим популяризатором науки. Он писал статьи знакомящие широкую публику с достижениями физиологии, психологии, биологии и гигиены, переводил на русский язык труды зарубежных ученых, выступал с лекциями перед рабочими.
Как и многие другие ученые того времени имел обширнейший круг знакомств в среде творческой интеллигенции.
И. Р. Тарханов был женат на Елене Павловне Антокольской (1862—1930), племяннице скульптора Марка Антакольского, которая была зубным врачом, а так же известна как талантливая художница и скульптор.
Скончался замечательный ученый в августе 1908 года в своём доме в селе Кшешовице вблизи Кракова. Тело было доставлено в Санкт-Петербург и погребено на Тихвинском кладбище в присутствии нескольких сотен людей, среди которых были главным образом студенты, относившиеся к покойному с необыкновенным почтением. С прочувственной речью к собравшимся обратился великий русский ученый Иван Петрович Павлов.
В 1912 году на могиле ученого был установлен памятник по проекту его вдовы Елены Павловны Тархановой-Антокольской
Надгробие очень большое и выразительное, является редким в петербургском некрополе образцом мемориальной архитектуры в стиле «северный модерн».
Массивный портал серого гранита с узкой нишей, имеющей полуциркульное завершение в которой установлен горельефный портрет Тарханова в полный рост. Ниже на постаменте скульптурная композиция- коленопреклоненная женская фигура из бронзы, склонившаяся к выступающему торцу гранитного саркофага.
В верхней части пилонов, на лицевой и боковой сторонах орнаментальные рельефы с символами медицины (чаша со змеей) и мудрости (сова). На скошенной грани постамента рельефный картуш с княжеским гербом Тарханова.
В 1930 году рядом с мужем упокоилась Е. П. Тарханова-Антокольская.
Товстоногов Георгий Александрович (1915–1989)
Один из величайших режиссеров, не только отечественного, но и мирового театра второй половины 20 века, Народный артист СССР, главный режиссер Большого драматического театра им. А. М. Горького с 1992 года, носящего его имя.
Профессор Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, доктор искусствоведения.
Родился в Петрограде, в семье инженера – путейца, потомственного дворянина Александра Андреевича Товстоногова и оперной певицы Тамары Григорьевны Папиташвили.
В 1919 году семья покинула голодный Петроград и перебралась на историческую родину матери в Тифлис.
В 1931 году юный Георгий окончил школу и поступил на службу в Тбилисский русский ТЮЗ в качестве ассистента режиссера и актера.
В 1933 году он уезжает в Москву, где становится студентом режиссёрского факультета ГИТИСа.
После окончания ВУЗа с 1938 по 1946 год работал в качестве режиссёра в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны возвращается на свою историческую родину в Ленинград, где его талант разворачивается вовсю.
После первой же постановки в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола его назначают главным режиссером этого очага культуры. А поставленный им в Театре имени Пушкина спектакль «Оптимистическая трагедия» становится одним из ярчайших событий в театральной жизни страны.
В 1956 году Георгий Александрович получает приглашение возглавить Ленинградский Большой драматический театр (БДТ) имени М. Горького, который к тому времени был откровенно убыточным, и зрителей в него приходилось загонять чуть ли не силой.
Я не буду много говорить о том, какой подвиг, какое чудо совершил Георгий Александрович, в кратчайшие сроки превративший третьесортный театр, находившийся на грани закрытия, в место паломничества, поклонников Мельпомены всего Советского Союза. В 60-е -80 – е годы прошлого века по степени популярности с БДТ могла сравниться, разве что любимовская Таганка.
Георгий Александрович Товстоногов скоропостижно скончался от сердечного приступа 23 мая 1989 года.
Георгий Александрович Товстоногов был похоронен в «Некрополе мастеров искусств», что стало признанием его исключительного вклада в отечественную культуру. Как известно, после сформирования этого мемориального кладбища, куда были перенесены могилы великих русских, писателей, художников, актеров и композиторов 19-го начала 20-го веков, новые захоронения здесь почти не производились.
В 1992 году на могиле Товстоногова был установлен памятник работы скульптора Левона Константиновича Лазарева.
На постаменте из серых гранитных блоков, символизирующих голгофу, возвышается распятие с фигурой Христа, в груди которого зияет рана
На постаменте установлен круглый бронзовый медальон с барельефным портретом Товстоногова
Памятник необычайно выразительный и как мне кажется в некотором роде весьма символичный, олицетворяющий начало новой эпохи в нашей жизни. Напомню, что это было начало 90 –х, когда на фоне всего того зла, свалившегося на наши головы, наконец началось возрождение духовности и возврат к ВЕРЕ. А может быть скульптор хотел сказать, что Товстоногов подобно Иисусу принес себя в жертву во имя возрождения отечественного театра?
Трубецкой Сергей Петрович (1827–1832)
Сын князя Петра Петровича Трубецкого, не доживший даже до 5 лет.
Его отец был участником Отечественной войны 1812 года, после окончания которой продолжал служить ещё 10 лет и уволился в звании полковника
До 1821 года член Союза благоденствия и масонской ложи «Соединённых славян». После увольнения с воинской службы получил назначение на должность начальника Одесского таможенного округа. Во время проживания в Одессе достаточно много и близко общался с Пушкиным.
В отличие от старшего брата Сергея Петровича Трубецкого активным участником декабристского движения не был.
В 1821–1825 годах был женат на Елизавете Николаевне Бахметевой (1801—1825)
которая родила ему четырех дочерей, к сожалению, скончавшись при последних родах.
Вторым браком был женат на княжне Клеопатре Константиновне Гик.
их единственным ребенком и стал Трубецкой Сергей Петрович надгробие которого сегодня является одним из самых необычных и привлекающих к себе внимание посетителей «Некрополя мастеров искусств»
Архитектурное надгробие в ложно- готическом стиле представляет собой сень из чугунных блоков, с четырьмя проемами со стрельчатыми арками и пинаклями.
Квадратная конструкция является прекрасным образцом русского художественного литья.
На восточной стороне постамента рельефный герб Трубецких и надпись выпуклыми литерами:
Уткин Николай Иванович (1780–1863)
Замечательный русский художник-гравёр, представитель классицистической школы, один из крупнейших графиков александровской и николаевской эпох.
Родился от связи сенатора Михаила Никитича Муравьёва с крепостной девушкой, который выдал её замуж за своего камердинера и отправил в Петербург. В 1785 году пятилетний крепостной мальчик получил вольную и был определён в воспитательное отделение при Императорской академии художеств. В 14 лет был определен в гравировальный класс где быстро достиг великолепных успехов.
За большой эстамп «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне» с эрмитажной картины Р. Менгса Уткин был награждён в 1802 году большой золотой медалью и правом на поездку за границу.
Воспользовавшись этим правом, он отправляется в Париж, где проживает до 1814 года и приобретает известность во всей Европе. По личному приказу Наполеона ему вручена Большая золотая медаль Парижской академии художеств, а император Александр I, будучи во французской столице пожаловал ему перстень с бриллиантами.
Вернувшись в Санкт-Петербург, Николай Уткин получает звание Академика ИАХ.
Кроме непосредственного занятия творчеством, а его наследие насчитывает более 220 сложнейших гравюр он был многолетним хранителем отдела эстампов в коллекциях Эрмитажа и Академии художеств. Был заслуженным профессором Академии художеств.
Николай Иванович Уткин прожил долгую (особенно по меркам 19 века) и хочется верить счастливую жизнь.
Скончался в 1863 году и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Памятник на могиле был установлен на деньги, оставленные самим Уткиным (1000) рублей.
Проект памятника выполнил архитектор А.К. Бруни. Монумент представляет собой гранитную сень с двускатным завершением с треугольным фронтоном, двумя колонками и глухой задней стенкой, на профилированном постаменте. Под сенью бронзовый бюст Уткина работы скульптора Г. Н. Дурнов на прямоугольной подставке.
На фронтоне эпитафия:
«Художникъ человѣкъ онъ въ простотѣ сердечной Талантомъ сочеталъ земную славу съ вѣчной».
В 1925 году бюст был снят и передан в Русский музей.
В 1936 году Николай Иванович Уткин был перезахоронен в «Некрополе мастеров искусств».
В 1972 г. музеем установлен на памятнике новый бронзовый бюст, выполненный скульптором В. П. Астаповым.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.