Утро. Солнечные лучи, крепко, словно поймав добычу когтистой лапой сокола, что с криком кружит над песками, зацепились за вершины Эль - Курны. Вздрогнув, гора стала светлеть и приобретать цвет шерсти дикого верблюда.
Солнце поднималось там, на восточном берегу могучего Нила, пробираясь через бесчисленные колонны и огромные статуи храмов Луксора и Карнака (совр.).
Здесь на западном берегу, оно в конце пути дневного, уйдёт во мрак. Так в этот мир приходит всё с рассветом и навсегда теряется в песках ..
Пару часов спустя, камней касаться раскаленных невозможно. От жара не спасает ни белая одежда, ни финиковые пальмы до небес.
Сам воздух плавится от зноя, перетекая через камни тяжело. Подрагивает марево густое, иногда являя миражи.. А что в этом мире не мираж?
В тени горы, пока работать можно, полировать гранит из Асуана (совр.).
Умело мастер изваяние вырезает. Ошибка невозможна, лик сфинкса должен стать копией фараона Аменхотепа lll, первого во Вселенной, после Великого бога солнца Амона - Ра.
Их будет пара. Пара прекрасных сфинксов с телом льва и лицом правителя Нижнего Египта.
Голова повязана платком - клафтом, возможность носить его дана только царям, красиво обрамляя и выделяя лик, подчёркивая фамильные черты XVlll династии фараонов.
На уровне лба богиня - кобра Уаджит, покровительница Нижнего Египта. Она, словно третий глаз, смотрит не только вперёд, она видит через время, венчает голову ритуальная корона па-схемти.
Продумано все, до малейших деталей. На тонких ленточках, высеченных в розовом граните, будут подвязаны бородки, как у бога Осириса. Носить их могут лишь правители Египта, независимо от пола.
Такой аксессуар символ божественного происхождения, власти и силы, дарованных свыше.
Рядом свиток папируса лежит, на нём иероглифами, выведено полное имя, все титулы Великого фараона Аменхотепа lll, они словно орнамент, опояшут постаменты скульптур хранителей его вечного покоя.
Кропотливая работа неспешно идёт, превращая камень в свидетельство величия Древнего Египта.
Через три с половиной тысячи лет их назовут одними из красивейших произведений искусства ушедшей цивилизации.
Сейчас же они создаются для украшения Поминального храма Аменхотепа lll. Следующий фараон лишит сфинксов бород, как бы отбирая силу и власть своего почившего предшественника.
Тысячи лет сфинксы безмолвно взирали на восток, на восходящее Солнце, приветствуя вечного Амона - Ра, мерцание звёзд на бесконечном небе, сезонные разливы Нила и неотвратимое наступление пустыни, каждое мгновение слыша монотонную песню песков...
Их, всеми забытых, на тысячи лет пески поглотят. Ничего не видя под ними, они слушали, как течёт само время в гигантских воронках Вселенной.
Обнаружат сфинксов в 1825 году и выставят на продажу, отправив одного из пары в Александрию. Там в 1830 году, скульптура попадётся на глаза русскому писателю и паломнику Андрею Муравьеву.
Изваяние произвело на него такое сильное впечатление, что было направлено письмо - прошение в посольство Российской Империи, переписка об их покупке дошла до Николая l.
В конце весны 1832 года пара древнеегипетских скульптур прибыла в Санкт Петербург.
Проект Университетской набережной на Васильевском острове, где установлены (1834г.) изваяния, разработал знаменитый архитектор Константин Тон.
Смотрят, древние Сфинксы, как мимо волны бегут, не Нил несёт свои воды, отныне другая река.
Не шепчет горячий песок сокровенные тайны, льды проплывают, туманы ложатся, снега заметают зимой берега.
Невидящим взором смотрят друг на друга молчаливые посланники фараона, как прежде, ежедневно встречая и провожая Великого Амона - Ра.
Незрячий взор не покоряет расстоянье. Тысячелетья мирозданья видятся ими вдали.
Далёкое прошлое помня, возможно, грядущее знают они.
Сфинксы на Университетской набережной Васильевского острова Санкт - Петербурга не просто красивая скульптура, украшение, это древнейший и ценнейший артефакт, свидетели настолько далёких времён, что жизнь города для них, не более одного восхода и заката Солнца.
27.08.2024 г. Anna Seton
Новые публикации каждые вторник, пятницу и воскресенье.
Уважаемые читатели, Ваши просмотры важны для развития канала, комментарии и лайки приятны автору.
Текст и фотографии в публикациях исключительно авторские.
Все публикации на канале защищены авторским правом, в соответствии со ст. 1259 ГК РФ
Любое использование текста и фото только с согласия автора