Краткий рассказ о Бесси Смит, Императрице блюза
Бесси Смит была не просто блюзовой певицей, она была иконой, и легенда о ее жизни находит отклик, как никакая другая в истории блюзовых певиц.
Легенда о Бесси Смит, которая родилась 15 апреля 1894 года и умерла в возрасте всего 43 лет 26 сентября 1937 года, создала уникальный стиль исполнения блюза, что превратилось в увлекательную и монументальную карьеру.
Я путешествовала и побывала почти везде,
Чтобы получить немного радости от жизни,
Я все же чего-то добилась, кроме забот и отчаяния,
Все еще борюсь в этом мире раздоров,
О, я, о, мой
Интересно, каким будет конец,
О, я, о, мой
Интересно, что станет с бедной мной,
обеспокоенной жизнью, тоскующей по счастью
Бесси родилась 15 апреля 1894 года в Чаттануге, штат Теннесси, в семье баптистского проповедника Уильяма Смита, работавшего неполный рабочий день, и его жены Лоры. Семья была большой и бедной. Лна была десятым ребенком. Вскоре после ее рождения умер ее отец. Лора прожила до тех пор, пока Бесси не исполнилось всего девять лет. Оставшимся детям пришлось научиться заботиться о себе самим. Затем ее воспитывала сестра Виола. Но наибольшее влияние на нее оказал ее старший брат, Кларенс.
Кларенс всегда поощрял Бесси учиться петь и танцевать. После того, как Кларенс присоединился к Шоу менестрелей Мозеса Стокса, Бесси прошла прослушивание. Карьера Бесси началась, когда ее ‘открыла’ не кто иная, как Ма Рейни, когда её ревю "Менестрели кроличьей лапки" проезжало через Чаттанугу примерно в 1912 году, и у нее была возможность услышать пение юной Бесси. Ма взяла Бесси с собой в поездку с шоу и рассказала, сознательно или нет, о тонкостях древнего и все еще развивающегося вида искусства, такого как блюз.
Если бы вы были на сеансе записи, первое, что вас поразило бы, - это самоуверенная фразировка Бесси Смит, а также мощь ее подачи, отточенная годами пения без микрофона в эстрадных залах и водевилях. Другое дело, насколько крупной была сама Бесси Смит, ростом около 183 см и весом более 90 кг; совсем не крошка, было нетрудно понять, откуда исходила сила ее голоса. Она была уникальной женщиной во всех смыслах этого слова. К июню 1923 года Бесси Смит была еще большей звездой, “Down Hearted Blues” фактически стала песней номер один в Америке, хотя это было за несколько дней до того, как появились списки популярных песен, типа нынешних чартов. Было продано около 800 000 копий этой записи, что и по нашим меркам весьма внушительно.
К декабрю 1923 года Бесси записала пять хитов, включая ремейк “Taint Nobody's Business If I Do”, песни Кларенса Уильямса, которую она попробовала на своей первой сессии. Довольно скоро Бесси объявили “Императрицей блюза”, и в том же году она познакомилась и вышла замуж за Джека Джи, бывшего полицейского, потом охранника, и ночного сторожа, и ее финансового управленца; понятно, что их брак был непродолжительным, они развелись в 1929 году.
Примерно в то же время (1923 год) она подписала контракт с Columbia Records до 1933 года, которые выпустили ее первый сингл “Down Hearted Blues”. Позже было установлено, что эта запись сделала ее первой чернокожей исполнительницей, продавшей пластинку миллионным тиражом. Фрэнк Уокер заключил с ней контракт на звукозапись с 1923 по 1933 год и помог начать ее успешную карьеру, в которой вышло 160 названий, включая ее самые известные песни “Tain’t Nobody’s Biz-ness If I Do,” “Careless Love Blues,” and “Nobody Knows You When You’re Down and Out.” Смит стала самым высокооплачиваемым чернокожим музыкантом своего времени. У нее даже был собственный железнодорожный вагон, в котором она ездила со своей группой по всем Соединенным Штатам.
Хотя многие из ее ранних записей были просто мощным голосом Бесси и фортепианным сопровождением, позже она работала с небольшими группами, в которые входили многие из лучших музыкантов того периода, включая пианистов Флетчера Хендерсона и Джеймса П. Джонсона, саксофониста Коулмана Хокинса и самого Луи Армстронга, с которым она записала "St. Louis Blues”, “Cold in Hand Blues” и “Careless Love Blues” в 1925 году.
В 1929 году Смит записала то, что некоторые назвали ее “личной эпитафией”: "Nobody Knows You When You're Down and Out". Неправда ли, похоже на песню Джона Леннона, но это разные песни. Также в 1929 году она снялась в своем единственном фильме "Сент-Луис Блюз". Два года спустя Columbia расторгла с ней контракт и исключила ее из своего списка из-за ее "плохих" привычек - наркотиков и алкоголя, и ее несносного характера. Но есть еще и другая причина - финансовая несостоятельность Columbia. Это было фактически концом карьеры Бесси в звукозаписи. Она записала еще четыре песни для Okeh Records в ноябре 1933 года, помог ей в этом Джон Хаммонд, но на этом записи закончились.
В 1934 году она участвовала в гастрольном шоу, а в 1935 году она появилась, к вящему удовольствию критиков, в театре Apollo в Нью-Йорке. Затем Бесси снова вернулась к своим музыкальным корням на Юге. Ее стиль пения устарел, публика, покупающая пластинки, искала более утонченных исполнителей, но, несмотря на это, она оставалась популярной на живых выступлениях.
Последнее выступление Бесси в Нью-Йорке состоялось холодным февральским воскресным днем 1936 года в клубе Famous Door на 52-й улице. В то время много внимания уделялось тому факту, что певица Милдред Бейли отказалась выступать после Бесси в концерте.
Восемнадцать месяцев спустя, 26 сентября 1937 года, за день до того, как Джон Хаммонд должен был приехать в Миссисипи, чтобы забрать Бесси обратно в Нью-Йорк для записи, она и ее возлюбленный Ричард Морган (дядя джазмена Лайонела Хэмптона) ехали по шоссе 61 в округе Коахома, к северу от Кларксдейла, штат Миссисипи, когда их машина попала в аварию; Морган был за рулем, машина съехала в кювет. Считается, что он не справился с управлением и не вписался в поворот, освещенный лунным светом. К сожалению, в темноте он просто не заметил, что дорога резко сворачивала вправо. В результате их автомобиль съехал с дороги и упал с крутой насыпи, образованной поймой реки Язу. Бесси сломала ребра, и когда она лежала на обочине дороги, кто-то оказывал ей медицинскую помощь, случайный грузовик переехал ей правую руку, почти оторвав ее.
Много лет ходили слухи, что ее жизнь можно было спасти, если бы ей не отказали в лечении в больнице “только для белых” в Кларксдейле, в 14 милях от места аварии. Большая часть “вины” за эту ошибочную историю должна быть возложена на Джона Хаммонда. Он написал статью в журнал DownBeat, в которой утверждал, что Бесси умерла после того, как ей отказали в госпитализации из-за цвета ее кожи. Впоследствии Хаммонд признал, что его статья была основана на слухах. На самом деле Бесси лечил белый врач, доктор Хью Смит, в больнице Дж. Т. Томаса, которая была предназначена “только для черных” в Кларксдейле.
В 1943 году миссис З. Рэтлифф превратила бывшую больницу на Санфлауэр-авеню, где и умерла Бесси, в меблированные комнаты"Риверсайд". Среди многочисленных постояльцев этой гостиницы, были многие известные музыканты, связанные с блюзом, такие как Роберт Найтхаук, Дюк Эллингтон, Сонни Бой Уильямсон и Айк Тернер. А также Дженис Джоплин. В последнее время там останавливался Левон Хелм с группой, и Джон Кеннеди-младший в 1990-х. Комната, в которой Бесси умерла от внутренних повреждений, всегда оставалась незанятой, как святилище в память о ней.
Бесси Смит была гораздо больше, чем просто блюзовая певица. Она была достойной представительницей чернокожей расы Америки. Она прожила свою жизнь так, как хотела: наркотики в сочетании с выпивкой, драки и секс как с мужчинами, так и с женщинами. Бесси Смит воспела жизнь, которой она жила.
Самой известной поклонницей Бесси Смит была Дженис Джоплин. Побывав на могиле певицы, Дженис увидела, что там нет памятника и на свои деньги как дань уважения она установила надгробие на ее могиле.
Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке