После олимпиады (да, с маленькой буквы, большой она не заслужила) в Париже, особенно после церемонии открытия, где весьма странные фрики позволили себе вольную интерпретацию «Тайной Вечери», осталось какое-то гадкое послевкусие (не люблю это слово, но оно тут подходит), которое я решил немного перебить настоящим искусством.
Знаменитый голландский художник Винсент Ван Гог знаменит не только картиной «Звездная ночь» и тем, что отрезал себе ухо. У него есть еще много других известных произведений, одно из которых — «Ночная терраса кафе». Так вот, как раз в этом произведении, как выяснилось, может быть зашифрована та самая «Тайная Вечеря» Леонардо Да Винчи.
Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа со своими 12 учениками. На итальянском языке картина называется Ultima Cena, что переводится как «Последний ужин». Искусствоведы сходятся во мнении, что Леонардо да Винчи на этой фреске изобразил ключевое событие вечера, т.е. предсказание Иисуса о предательстве одного из учеников – Иуды. Кстати, мало кто обращает внимание на то, что посередине стола снизу не слишком щепетильные монахи прорубили когда-то дверь прямо сквозь драгоценное произведение итальянского гения, а потом дверной проход заложили кирпичом. И вообще о судьбе картины можно писать долго и отдельно.
Глядя на картину Ван Гога, увидеть хоть какое-то сходство двух произведений невозможно. Но некто Джаред Бакстер, называющий себя независимым исследователем, недавно объявил, что Ван Гог зашифровал в картине тот самый сюжет.
На полотне «Ночная терраса кафе» изображена группа анонимных посетителей, коротающих вечер за столиками во французском городе Арле. С виду, казалось бы, ничто не выдает в обычном изображении террасы какой-то библейский сюжет, но товарищ сильно заморочился и нашел целую кучу соответствий.
Для начала, необходимо напомнить, что отец Ван Гога был пастором голландской реформаторской церкви и прежде, чем посвятить себя живописи, Ван Гог хотел «проповедовать Евангелие повсюду». Дядя Винсента был известным голландским теологом и библейским ученым и помогал своему племяннику в его усилиях стать проповедником, несмотря на то, что последний неоднократно терпел неудачи.
Во время работы над «Ночной террасой кафе» Ван Гог писал своему брату Тео Ван Гогу: «У меня ужасная потребность — я произнесу это слово — религия». И, возможно, он свою потребность частично реализовал.
Бакстер уверен, что:
- На картине в разных местах размещено три изображения креста.
- Фигура официанта в белых одеждах по центру — это Иисус. Если увеличить изображение, то на его груди мы увидим еле заметный первый крест белого цвета.
- За спиной официанта (или Христа) находится оконная рама в виде темного креста.
- Третий крест можно разглядеть в переулке в центре картины.
- Число гостей на террасе кафе равно числу героев «Тайной Вечери» — 12 гостей, или 12 апостолов.
- Темная фигура, уходящая через дверной проем, символизирует Иуду.
Ну, как? Зацепило за живое? И вот уже кажется, что великий художник действительно хотел сказать своим полотном совсем не то, что на нем изображено! Но как только я слышу слова «художник хотел этим сказать», меня начинают терзать смутные сомнения.
Во-первых, откуда некоторые люди так точно знают, что хотел сказать композитор, автор или художник, если он лично им этого не говорил? Во-вторых, почему писатель умудрился написать целые тома книг, но так и не смог объяснить современникам, что он имел в виду на самом деле, когда описывал одно, а хотел сказать совсем другое? Почему он ни разу нигде не проговорился об этом современникам, но сегодня литературоведы и искусствоведы абсолютно точно и лучше самого автора знают, что он хотел этим сказать?
А давайте я сам почитаю книгу, посмотрю на картину, послушаю музыку и решу, о чем все это и что автор хотел до меня донести! И если мое впечатление будет сильно отличаться от впечатления самопровозглашенного глашатая чужого мнения, то это скорее его проблема, чем моя.
Что касается Джареда Бакстера, то о нем нигде нет вообще никакой информации, кроме того, что он раскрыл истинный замысел данной картины великого Винсента Ван Гога, а тот факт, что «никто еще не опроверг его догадки», напоминает старый добрый анекдот о «Неуловимом Джо», которого еще никто не поймал по одной простой причине — он никому особо был не нужен.
Да, соблазн поверить в великий тайный замысел, внезапно разгаданный очередным счастливцем, конечно, велик. Но нужно ли искать Христа в каждой двенадцатой квартире на своей улице? Так же не стоит его видеть и среди разряженных клоунов в Париже. Ну их к лешему, не до них нынче, а уж от Иуд нам сейчас и без Джареда Бакстера тошно. Они буквально повсюду! Кыш отсюда!
«Я думаю, что если вы поместите 12 искусствоведов в одну комнату, то получите 13 определений того, что такое символическое искусство». (с)