Найти в Дзене
Demian

Пропавший без вести. Франц Кафка

Пропавший без вести (Франц Кафка 1927)

/ “Невозможно оправдываться, когда тебе не хотят верить”, - подумал Карл и решил вовсе распорядителю не отвечать, сколь бы ни страдала от этого Тереза. Он знал: что бы он сейчас ни говорил, все будет истолковано превратно, и лишь чужой прихоти представлено здесь судить о добре и зле. /

Моя вторая книга от пера Ф. Кафки. Замечу, это то еще непоследовательное чтиво. Однако тут я делаю стоп – отмечаю, что в слове “непоследовательность” не присутствует негативная коннотация. Объяснить это можно одним словом – абсурдизм. То есть, если вы читаете произведение XX века и понимаете, что ничего не понимаете… То-о, скорее всего, этот автор тот еще загадочник. Имею ввиду, что в целях интриги писатель осознанно скрывает часть значительной информации. Поэтому (кому не лень) Привет, Интернет.

О сюжете

Юного Карла Россмана, немецкого школьника, родители отсылают в Соединённые Штаты (Из-за соблазнившей и забеременевшей от него служанки). Тот прибывает в Нью-Йорк, знакомится с одним из работников на пароходе и решает помочь последнему. В ходе “оказании помощи” главный герой обнаруживает своего родного дядю, который забирает Карла на свое попечение. Протагонисту оказывается всесторонняя поддержка (моральная и материальная). Далее же некий друг дяди приглашает Карла к себе в гости. Никаких споров и пререканий.
Карл наносит визит к новым знакомым. Но присутствовавшая там атмосфера ему ни коем образом не понравилась. Поэтому, ночью герой решает отправиться домой. Хозяева поместья просят дождаться утра или хотя бы полуночи, причины не называются. Карл соглашается. И перед уходом, персонаж получает письмо, в котором дядя галантно отрекается от своего племянника.
Протагонист отправляется в дорогу к своему счастливому будущему. Встречает двух новых людей. А те оказываются местными абьюзерами – они манипулируют, воруют деньги у Карла.
Персонаж находит спасение в гостинице поблизости. Там ему предоставляется защита, кров и работа. За это Карл проявляет крайнее трудолюбие и благодарность. Правда, жизнь оборачивается не в его пользу - на героя наговаривают клевету. И это, в свою очередь, лишает его друзей, помощи и места пребывания.
В этот момент на сцене вновь появляются два абьюзера. И за счет обмана уводят Карла в рабство. Протагонист далее это осознает. И тем не менее, во время побега ему разбивают голову. Герой смиряется со своей участью и впредь решает показывать себя исключительно с отличной стороны с намерением ускользнуть от тиранов целым и невредимым.
Спустя некоторое время Карлу разрешают выйти в город. Там он видит объявление о наборе в труппу без каких-либо требований. И, конечно, персонаж использует свой билет в счастливое будущее. Его принимают вопреки всем сомнениям. Карл садится в поезд. На этом повествование обрывается

Обращаю внимание на
• Сумбурное появление дяди Карла (Тот не ждал и даже не догадывался о появлении последнего в Нью-Йорке)
• Нелогичную причину приглашения Карла другом дяди к себе домой (Они виделись лишь раз. Пару слов и сразу решительное приглашение к себе в гости)
• Достаточно необычное отречение дяди от племянника (Еще эта мистика – Ровно в полночь передать загадочное письмо).
• Трудности с начальством. По необъяснимой причине на главного героя-школьника решают наговорить клевету, унизить и уволить.
• Неясные намерения протагониста. Изначально он хочет сбежать от бандитов. Позже, после потасовки, он даже и шага не делает в этом направлении, хоть возможностей было большое количество. Наоборот, Карл уверенно стал помогать своим похитителям.
• Прогулку на собеседование в театральную труппу (Не побег. Карл собирался вернуться). Там его принимают в команду без документов, без условного высшего образования, без профессии, без опыта работы.
• Обстановку во время собеседования. Героя встречают девушки-трубачи, переодетые в ангелов (Тут я не совсем понимаю символизм. Автор целенаправленно выделил, что все мужчины переодеты в чертей)
(И хоть первые 4 пункта вызывали у меня вопросы, на самом деле, их можно оправдать стечением обстоятельств)

Тут уже мой небольшой анализ

Исходя из прочитанного текста я сделаю выводы касательно идеи автора, подкрепив это аргументами.

В первую очередь, Ф. Кафка страдал от ряда проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем. Например, от бессонницы, мигрени, неуверенности в себе и крайне критическом отношении к самому себе. Помимо этого, у него было вполне негативное восприятие мира – он отказался от семьи и брака (Известно, Кафка неоднократно сбегал от своих возлюбленных в самый последний, решительный момент)

Следовательно, писатель в “Потерянном без вести” поднимает такие вопросы, как
a) Неспособность полностью контролировать нашу жизнь
b) Жестокость окружающего мира

В чем это проявляется? – А проявляется это в постоянных происшествиях, происходимых с Карлом. Бесспорно, местами герой проявляет свою эмоциональную несостоятельность/ безграмотность. Однако большинство ситуаций находится вне его власти.

1) Кто знал, что он встретит дядю? – Никто
2) Кто знал, что дядя откажется от него в последний момент? – Никто
3) Кто знал, что за добрые поступки главного героя обманут и загазлайтят? – Никто
4) Кто знал, что за небольшую оплошность (герой покинул на 5 минут свой пост, чтобы помочь человеку – он отнес его в постель) Карла будут унижать, рукоприкладствовать и грозить тюрьмой? – Никто
5) Кто знал, что протагониста заберут в местное рабство, чтобы там его унижать? – Никто

Конечно, тогда напрашивается вопрос: “Делал ли Карл что-нибудь, чтобы изменить свою судьбу?” – Да, делал.

1) Дядю он всячески уважал и благодарил, так как с самого начала осознавал ценность такого совпадения. (Но тот все равно отказался от племянника)
2) Пытался сбежать от тиранов-паразитов. Но те начали угрожать расправой.
3) Предпринял попытку оправдаться. Его речь оборвали и начали позорить за “бескультурье”.
4) Начал вести новую жизнь. Так, оказавшись в ненужное время и месте без документов, был задержан полицейским. Выхода из ситуации никакого не имелось. Но-о, его спасли как раз те самые паразиты-абьюзеры.

То есть мы понимаем, что в жизни играет не ключевую, но определенно важную роль дело случая. Кому-то везет, кому-то – нет (Сразу вспомнил произведение Камю “Посторонний”. Оно небольшое, но определенно заставляет задуматься о многом)

Касательно концовки произведения возникает двоякое впечатление. Есть сведения, что Кафка решил бросить свою книгу… Но я, признаюсь, другого мнения.

Иными словами, я считаю, что главный герой-мальчишка просто-навсего умер. Так как во время побега от тиранов, один здоровенный мужчина, из шайки, бросил Карла об стену, тем самым разбив протагонисту голову – Персонаж говорит, что чувствует кровь, льющуюся из головы, и помутнение в глазах. Далее, как я понимаю, Карл потерял сознание и у него началась лихорадка (Именно такие действия я видел во сне при температуре 39,9). Протагонисту снится, что абьюзеры стали лучше к нему относиться; он упорно работает, зарабатывая себе хорошую репутацию. А позже он видит девушек-ангелов; ему говорят, что примут на работу в театр, даже без опыта работы, документов и образования, поскольку в “Оклахомском театре найдется место каждому” (Уверен, под этим подразумевается Рай). Закончив праздничную трапезу, приготовленную организаторами за свой счет, Карл направляется в поезд. И тут, на мой взгляд, душераздирающая сцена – выходят люди, в числе которых семья с маленьким ребенком; его друг-коллега из старой работы (откуда его уволили). И Карл задается вопросом: “Почему они все отправляются в другой город без какого-либо багажа?”