Андрей Краско появился на свет 10 августа 1957 года в семье актёра Ивана Краско и школьной учительницы Киры Петровой. Как и его отец, Андрей решил посвятить себя актёрской профессии, но его путь к успеху был непростым. Поступить в театральный вуз удалось не с первой попытки, а его дебют на театральной сцене завершился неудачей. Роль милиционера в спектакле «Кукарача» не понравилась заместителю начальника МВД СССР, который посчитал исполнение слишком «хулиганским», и это выступление стало последним на тот момент.
Настоящая известность и ведущие роли пришли к Андрею Краско, когда ему было уже за сорок. Однако, в возрасте 48 лет, он неожиданно ушёл из жизни, прямо во время съёмок культового сериала «Ликвидация». В день его рождения мы вспоминаем самые запоминающиеся роли Краско, которые навсегда оставили след в сердцах зрителей и вписали его имя в историю кино как одного из самых талантливых актёров своего времени.
Капитан ФСБ Андрей Краснов в сериале «Агент национальной безопасности» (1998—2004)
Настоящая любовь зрителей и широкая известность пришли к Андрею Краско после выхода на экраны детективного сериала «Агент национальной безопасности». Этот «ленинградский» сериал, задуманный как «младший брат» культовых «Улиц разбитых фонарей», стал значимой вехой не только для Краско, но и для исполнителя главной роли, Михаила Пореченкова. Роль майора ФСБ Андрея Краснова, лучшего друга главного героя, была написана специально для Андрея Краско.
Один из авторов сценария, Игорь Агеев, вспоминает, как появилась эта роль: «Володя Вардунас позвонил мне и сказал: „Андрюшке Краско есть нечего. Давай поможем ему, придумаем какой-нибудь эпизодик“. Так родился капитан Краснов — принципиально новый герой для новой эпохи: без пафоса, простодушный и открытый, напоминающий бравого солдата Швейка, но с ярко выраженными национальными чертами».
Режиссёр Дмитрий Светозаров доработал роль, которая затем обогащалась актёрской импровизацией в процессе съёмок. Создатели сериала сначала опасались, что представители спецслужб негативно воспримут персонаж Краснова. Однако опасения оказались напрасными. Однажды к Краско подошёл человек в штатском, который оказался генералом ФСБ, и поблагодарил актёра за образ. На вопрос Краско, неужели в рядах ФСБ действительно есть такие сотрудники, генерал ответил: «Девяносто процентов».
С Александром Рогожкиным, режиссёром военной драмы «Блокпост», Андрей Краско познакомился ещё во время съёмок сериала «Улицы разбитых фонарей», где он сыграл роль криминального авторитета в небольшом эпизоде. Это знакомство стало началом плодотворного сотрудничества: Рогожкин предложил Краско сценарий комедии «Операция „С Новым годом!“», написанный специально для него. Затем актёр снялся в фильме «Особенности национальной рыбалки», а позже режиссёр пригласил его на главную роль в «Блокпост», даже переписав сценарий под Краско.
Режиссура Рогожкина обычно ассоциируется с культовыми российскими комедиями девяностых, такими как «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки». Однако «Блокпост» был скорее трагикомедией и не достиг той же всенародной популярности. Тем не менее, фильм, посвящённый войне на Северном Кавказе, также был оценен зрителями и обрел свои культовые цитаты, а Краско, сыгравший понятного и близкого зрителям героя, стал ещё более любим.
Андрей Краско вспоминал реакцию зрителей на его роль: «Мой герой — прапорщик Ильич — носит берет, который полагается только особо отличившимся бойцам спецподразделения. Мне льстит, что после „Блокпоста“ ребята-спецназовцы сказали: „Ты свой берет заслужил!“».
Капитан первого ранга Геннадий Янычар
«72 метра» (2004)
В одном из ранних интервью Андрея Краско спросили, с какими российскими режиссёрами он мечтает работать. Артист сразу назвал имя Владимира Хотиненко. Спустя несколько лет его мечта сбылась: Краско получил роль в одном из самых известных фильмов Хотиненко — катастрофе «72 метра». На съёмках фильма Краско и Марат Башаров действительно погружались в море на подводной лодке, правда, лишь на перископную глубину — девять метров. Андрей Иванович вспоминал, что ощущения от этого погружения были не из приятных: «Повсюду начинает капать вода, давление ощущается сильно, лодка потрескивает, хотя она титановая. Но больше всего поражает работа этих людей, когда командир одновременно слушает доклады с восьми постов, мгновенно обрабатывает информацию, отдает приказы и при этом ещё смотрит в перископ, чтобы поблизости не оказалось кораблей».
Своему герою, капитану первого ранга Янычару, Краско добавил несколько реплик и придумал определённые черты характера, которые режиссёр одобрил. Это оказалось не зря: капитан вышел настолько живым и убедительным, что после выхода фильма на экраны моряки и подводники начали считать Краско «своим человеком».
Полковник Павел Галкин
«Грозовые ворота» (2006)
Многосерийный фильм, основанный на романе Александра Тамоникова «Рота уходит в небо», снял Андрей Малюков, известный по таким детективным сериалам, как «Диверсант», «Мосгаз» и «Мы из будущего». В «Грозовых воротах» Андрей Краско исполнил роль полковника Павла Галкина. Сам Андрей Иванович иногда с юмором относился к своему «карьерному росту» на экране: от прапорщика в «Блокпосте» он поднялся до капитана второго ранга в «72 метрах», и, наконец, стал полковником сухопутных войск в «Грозовых воротах».
Роман Тамоникова основывался на событиях 2000 года, когда 90 бойцов 6-й парашютно-десантной роты 76-й псковской дивизии ВДВ удержали позиции возле чеченского села Улус-Керт, сдержав атаку двухтысячного отряда боевиков. Однако автор подчёркивал, что совпадения с реальными событиями случайны, так как большая часть романа была написана до того боя на высоте 776.
Андрей Краско всегда отделял своё отношение к военным действиям на экране от реальной войны, считая, что трагедию войны невозможно полностью передать средствами кино. Он вспоминал о своей роли в «Грозовых воротах» так: «Мой герой в фильме занимается только войной. У него есть реальный прототип — командир воинской части, где проходили съёмки. Он весь изранен, ходит с тростью, но не покинул службу и продолжает командовать и готовить военных. Для него это смысл жизни. У меня много друзей, которые воевали в Чечне, и они рассказывали такие ужасы, которые никогда не позволят показать на экране».
Доктор Виктор Тырса
«Я остаюсь» (2007)
Фильм «Я остаюсь» вышел на экраны уже после смерти Андрея Краско и стал для него последней работой в кино. Для режиссёра Карена Оганесяна, известного по таким картинам, как «Папы», «Грозный папа» и «Пять невест», этот фильм стал дебютным. Оганесян был настолько впечатлён сценарием, что буквально умолял продюсера Рубена Дишдишяна позволить ему снять эту картину, заявив: «Если я не сниму это кино, просто умру». Эти слова убедили продюсера, и Оганесян получил шанс, который в итоге определил его судьбу, оставив его в Москве и запустив его карьеру в кино.
В этой дебютной работе, которая оказалась судьбоносной для режиссёра, Андрей Краско исполнил главную роль. Однако озвучивать его пришлось другому актёру — Семёну Фурману, поскольку Краско не дожил до завершения работы над фильмом. После его смерти начали ходить слухи о мистической связи между названием фильма, его сюжетом, связанным с потусторонним миром, и уходом актёра.
Сюжет картины строится на фантастической идее существования неведомого измерения — границы между жизнью и смертью. Главный герой, доктор Виктор Павлович Тырса, после удара шаром для боулинга впадает в кому и оказывается на загадочной пустынной равнине, где встречает людей, также находящихся на грани жизни и смерти. Несмотря на критику, которая называла фильм вторичным и незамысловатым, роль в этой картине стала одной из самых ярких в драматическом арсенале Андрея Краско.