В последнее время учителя начальных классов все чаще отмечают, что многие ученики испытывают заметный недостаток мотивации к обучению. Дети нередко проявляют безразличие к учебному процессу, не стремятся к новым знаниям и не придают значения оценкам. Такое тревожное явление вызывает обеспокоенность не только у педагогов, но и у родителей, особенно тех, чьи малыши готовятся стать первоклассниками. Взрослые осознают, что для успешного обучения необходимо не только умение читать и считать, но и искреннее желание учиться. Но как же сделать так, чтобы это желание возникло у ребенка? Психологи подчеркивают, что ключевым моментом является формирование учебной мотивации. Поэтому просто обучить дошкольника базовым навыкам недостаточно; необходимо акцентировать внимание на его мотивационной готовности заранее, до начала школьной жизни. Научные исследования показывают, что стремление к знаниям заложено в людях на генетическом уровне: даже в древности, открывая новое, люди чувствовали радость и подъём духа. Это стремление присуще и детям, и в домашней обстановке его можно развить, соблюдая рекомендации психологов.
Но что вызывает недостаток мотивации у детей? Педагоги в детских садах и школах прикладывают значительные усилия для развития учебной мотивации. Однако родители, не осознавая этого, могут допускать ошибки в воспитании, которые приводят к утрате мотивации у их детей. Вот некоторые из самых распространенных ошибок:
- Первой ошибкой является неверное предположение, что ребенок готов к обучению только в том случае, если у него имеется большой запас знаний и умений. Родители начинают обучать своего ребенка читать и писать, заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки и решать логические задачи. При этом нередко забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет собой психологическую, которая включает в себя и учебную мотивацию. Интенсивные занятия зачастую идут в ущерб главному занятию малышей – игре, что может вызвать у них стойкое отвращение к обучению.
- Другой распространенной ошибкой является желание родителей как можно быстрее отдать ребенка в школу, не учитывая его эмоциональную и физическую готовность. Некоторые верят, что если дошкольник обладает обширными знаниями, значит, он готов к учебе. Психологи подчеркивают, что наряду с развитыми интеллектуальными способностями важнейшим является уровень психического и физического созревания. Неподготовленным детям адаптироваться к школе бывает трудно: переутомление и недостаток развития мелкой моторики негативно сказываются на их желании продолжать учёбу. О том, готов ли ребёнок к школе рассказываю в статье "Что должен уметь и знать будущий первоклассник?".
- Серьезной ошибкой в воспитании считается завышение требований к ребенку без учета его возрастных и индивидуальных особенностей, а также обвинение его в лени и нежелании слушаться. Это может привести к формированию заниженной самооценки, осложняющей взаимодействие с одноклассниками. Как чрезмерное восхваление, так и унижение способностей учащегося являются недопустимыми, поскольку обе крайности негативно сказываются на учебной мотивации младших школьников.
- Также важно обеспечить структурированность в жизни школьника: отсутствие режима дня, недостаток физической активности, хаотичное проведение занятий и нехватка свежего воздуха могут стать препятствием для формирования учебной мотивации. В результате у таких учеников возникают сложности с выполнением требований педагогов и соблюдением школьных норм поведения.
- Одним из серьезных нарушений в семейном воспитании, по мнению психологов, является отсутствие согласованности в требованиях к ребенку со стороны взрослых. Если одно требование противоречит другому, ребенок всегда найдет способ избежать выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропустить школу, или необоснованно пожаловаться на учителя и одноклассников. Такое поведение препятствует полноценному развитию учебной мотивации.
- Некорректное поведение взрослых по отношению к школьнику, включая сравнение его успехов с достижениями других детей или насмешки над неудачами, лишь усугубляет ситуацию. Важно помнить, что чуткое отношение и поддержка взрослых помогут ребенку преодолеть трудности и развить желание учиться.
Как мотивировать ребенка к учебе:
Многие родители ошибочно считают, что только педагоги могут замотивировать школьника на учебу. Однако без активной поддержки семьи мотивация к учебной деятельности может не развиться даже в школе. Вот несколько советов от психологов по формированию учебной мотивации в домашних условиях:
- Станьте примером для своего ребенка. Часто нежелание учиться у детей связано с неприязнью к определенным предметам. Например, некоторые дети не любят чтение, что затрудняет восприятие уроков. В таких случаях поможет личный пример родителей: читайте вместе, организуйте семейные вечера литературы или загадок, и тем самым способствуйте формированию интереса к учёбе.
- Создавайте общие интересы. Зная увлечения своего ребёнка, родители могут совместно изучать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам "Окружающего мира". Артистичные дети могут быть увлечены чтением по ролям, а детская любовь к рисованию поспособствует интересу к искусству и геометрии.
- Правильно организуйте распорядок дня. Стремясь максимально загрузить ребенка продуктивной деятельностью, родители могут перестараться. Важно обеспечить правильный баланс между учебой, физической активностью, отдыхом и играми. В младшем школьном возрасте детям требуется помощь и контроль взрослых для должного распределения времени.
- Избегайте сравнений. Ничто так не подрывает учебную мотивацию, как сопоставление ребенка с другими детьми. Это может вызвать негативные чувства и снизить самооценку.
- Создайте систему поощрений за успехи в учебе. Применение поощрений может стать эффективным мотивирующим фактором. Полезно заранее обсудить с ребенком, как его достижения будут отмечаться. Важно, чтобы поощрения вызывали эмоциональный подъём: это могут быть семейные прогулки, экскурсии или ничто другое. Главное — выбрать методы, соответствующие интересам ребенка, чтобы совместные занятия приносили радость всем членам семьи.