- И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы (Откр.18:22-23)
.
.
И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы (Откр.18:22-23)
.
После свидетельства о том, что «великий Вавилон» уподобится жернову, брошенному в море (Откр.18:21), то есть будет повержен в бездну судом над соблазнителями (сравн. – Мф.18:6-7), Ангел возвещает тайнозрителю знаменательный «десятеричный» ряд различных «бытовых» событий, которые уже никогда не произойдут в преданном забвению Вавилоне.
А поскольку именно из таких эпизодов складывалась повседневная жизнь любого земного города, может показаться, что прорисованные Ангелом панорамы следует воспринимать исключительно в буквальном смысле. И в результате несмотря на то, что обращения к обычным «земным» образам не свойственны пророческим свидетельствам книги Откровение (которые вызывают удивление и даже недоумение именно из-за необычности и сложности в истолковании), большинство богословов не ищут в Откр.18:22-23 иносказательных смыслов, и отмечают только поэтический и эмоциональный аспект, который проявляется и в ветхозаветном плаче о Вавилоне из книги пророка Исаии, и в плачах о великом Тире и о царе Египетском из книги Иезекииля, и в плаче об Израиле из книги Иеремии, и т.д.
Тем не менее, можно заметить, что каждый из поэтических образов обычной жизни человеческих поселений, обозначенный сильным и величественным Ангелом, свидетельствует вовсе не о видимых человеческому глазу земных занятиях, но о той внутренней духовной жизни, которая в благополучные времена была свойственна народу Израиля, и которая во все времена была и будет свойственна новозаветной Церкви.
Другими словами, под «играющими на гуслях», и «поющими», и «играющими на свирелях» подразумеваются не обычные уличные певцы и музыканты, но служение священников-левитов (1 Пар.9:33, 1 Пар.15:16, 1 Пар.25, книга Псалмов и т.д.), которое прямо связано с новозаветными «храмовыми» свидетельствами книги Откровение (Откр.5:8, Откр.14:2, Откр.15:2-4 и т.д.).
(При этом каждое библейское упоминание струнных и духовых инструментов подчеркивает масштаб и значимость совершающихся событий, а образ поющих кроме всего прочего свидетельствует о радости сердца и торжестве духа пребывающих в Господе, сравн. «...рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа», Ис.65:14; «Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее... и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской», Ос.2:14-15, сравн. – 1 Цар.10:5-6, 1 Цар.16:23, 2 Пар.5:12-14, 2 Пар.20:27-29, Ис.30:29, Неем.12:27-30 и т.д.)
Образ «трубящих в трубы» в точности соответствует трубному служению при скинии священников по чину Аарона, которые использовали трубы только по особому пророческому уставу и возвещали народу знаменательные времена и события (Чис.10:1-10 и т.д.), а также служению провидцев и пророков, которое, как и миссия царственного священства, вверено в новозаветные времена Церкви Христовой (Иез.33:1-5, Иер.6:16-17, Откр.8:1-6 и т.д.).
А образ «художников» и «художеств» берет начало от вдохновляемых Самим Господом ветхозаветных строителей рукотворной скинии (Исх.31:1-11, Исх.35:30-35, 2 Пар.2:13-14) и представляет времена Новозаветного Домостроительства временами созидания нерукотворного храма (сравн. – Еф.2:20-21), художником и строителем которого в самом возвышенном смысле является премудрость Господня (сравн. – «ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог», Евр.11:10; Прит.8:27-31 и т.д.).
Соответственно, и «шум жерновов» упоминается не с целью напомнить читателям о способе и необходимости изготовления обычной муки, но в качестве указания на те спасительные труды, которые совершают над собой люди, по плоти пребывающие в Вавилоне, но послушные призывам «выйди от нее, народ Мой» (Откр.18:4), «спасайтесь от рода сего развращенного» (Деян.2:38-42) и т.д., то есть уверовавшие в Спасителя и избирающие жить не по плоти, но по духу (Рим.8:1-17, Гал.5:16, Гал.6:7-8).
Что касается «света светильника», — в этом образе обозначено адресованное миру новозаветное «храмовое» свидетельство (Откр.11:3-4, Лк.8:16-17, Мф.5:13-16, Флп.2:15 и т.д.), а «голос жениха и невесты» прямо связан с евангельскими притчами о брачной вечере и указывает на величайшую духовную тайну Христа и Его возлюбленной Церкви («Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви», Еф.5:32; Иоиль 2:15-16, Откр.21:9 и т.д.).
А вполне очевидное смысловое единство всех упомянутых в Откр.18:22-23 пророческих образов означает, что кроме буквальных смыслов, соответствующих панорамам запустения обычного земного города, книга Откровение иносказательно свидетельствует о том, что после выхода «из среды Вавилона» народа Божьего и низложения «великой блудницы» ветхое человечество будет окончательно отлучено от духовной жизни Небесного Иерусалима, сравн.:
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор.2:15-18)
Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа - горою святыни. Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его (Зах.8:3-4)
(К слову, некоторые сектанты тоже узнают в образах из Откр.18:22-23 традиционную Церковь, но, ослепленные собственными лжеучениями, трактуют запустение и забвение Вавилона в прямо противоположном смысле, представляя дело так, что и играющие, и поющие, и художники, и художества, и ходящие со светильниками, и мелющие в жерновах, и даже женихи и невесты соделывали Вавилон блудным, поэтому все подобные проявления будут осуждены и уничтожены. При этом правильным и не подлежащим осуждению поведением такие толкователи считают, по-видимому, только мрачное молчание, не предполагающее ни песен, ни игры на гуслях и свирелях, но чтение Библии со скучными лицами в полутемных помещениях, где нет светильников и куда не пускают художников, так как художники могут реализовать свой талант и вдохновить других, а это вряд ли понравится сектантскому богу, насаждающему серость и пустоту.
Более того, если и играющие, и поющие, и художники, и женихи с невестами были «плохими», и в какой-то момент исчезнут, то для самой блудницы это будет не наказание, а исцеление, в результате чего она «перестанет блудить» и станет неотличимой от самих сектантов, в среде которых тоже ничего этого нет и они этим очень гордятся... но до этого простого и обличительного для себя вывода никто из сектантов просто не добирается.
Так или иначе, в свидетельствах Откровения библейским образам Апостольской Церкви противопоставляются отнюдь не воображаемые «настоящие христиане», но купцы и вельможи земли, которые вели неправедный духовный торг, то есть занимались всевозможным колдовством и вводили в заблуждение все народы.
И в результате, отвергая как неприемлемые действия и служения Истинной Церкви, сектантские «богословы» сами относят себя к тем «земным купцам», которые избегали света светильников, и торговали соблазнами, ложью и человеческими душами, и за это на веки вечные будут оставлены вне поющих и играющих на брачной вечере, сравн.: «Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы», Иоиль 2:16; «...а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов», Мф.25:30)
Кроме того, прорисованные в книге Откровении пророческие образы свидетельствуют об исполнении во вселенском масштабе ветхозаветного пророчества о «народе Иудейском», которому пророк Иеремия предвозвещал точно такую же незавидную перспективу, причем опустошение приходило на землю Израиля не откуда-нибудь, а «с севера», то есть со стороны буквального Вавилона, сравн.:
Слово, которое было к Иеремии о всем народе Иудейском… вот, Я пошлю и возьму все племена северные... и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника (Иер.25:1-10)
(При этом вполне очевидно, что это пророчество исполнится «до черты и до иоты» только в судах над всем без исключения ветхим миром, т.к. буквальный вавилонский плен не привел к «совершенному истреблению» и к «вечному запустению» буквального Израиля)
Более того, согласно ветхозаветным пророчествам о Вавилоне этот город должен превратиться в пустыню, — однако его конечная участь уподобляется «потоплению в море», что в точности соответствует новозаветным свидетельствам книги Откровение, сравн.:
И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей… Как сделался Вавилон ужасом между народами! Устремилось на Вавилон море; он покрыт множеством волн его. Города его сделались пустыми, землею сухою, степью, землею, где не живет ни один человек и где не проходит сын человеческий… Выходи из среды его, народ Мой, и спасайте каждый душу свою от пламенного гнева Господа... (Иер.51:37-45)
.
А через упоминание «купцов и вельмож земли» книга Откровение свидетельствует об исполнении во вселенском масштабе ветхозаветных пророчеств о судах над «великим городом Тиром» из книги пророка Исаии:
Кто определил это Тиру, который раздавал венцы, которого купцы [были] князья, торговцы - знаменитости земли? Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли (Ис.23:8-9)
(Сравн. – «Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: "сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!"», Откр.18:7)
Поэтому есть все основания утверждать, что последние стихи главы 18 продолжают и завершают в новозаветном смысле многочисленные ветхозаветные пророчества, посвященные различным «великим городам» и «великим царствам», каждое из которых в конечном счете свидетельствовало о конечной судьбе земного нечестия и всего ветхого мира.
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Почему в «великом Вавилоне» будет найдена кровь всех убитых на земле? (Откр.18:24)
Предыдущая статья: Суд над Вавилоном святых Апостолов и пророков (Откр.18:20-21)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)