Субботнее утро, на часах 9.40. В оконные стекла барабанят тяжелые капли дождя.
– «Алиса», какая сегодня погода в Туймазах? – интересуюсь, надевая плащ.
– Идет дождь. Он не прекратится в ближайшие два часа, – слышу в ответ.
На городскую площадь, где через 20 минут должна начаться ярмарка меда и продукции пчеловодства «Медовый спас», отправляюсь в сомнениях – ну кто захочет здесь мокнуть в свой законный выходной? Но когда через несколько минут оказываюсь на месте, все сомнения рассеиваются – около полутора десятков торговцев непогоде вопреки расхваливают свою продукцию и терпеливо отвечают на вопросы немногочисленных на тот момент покупателей.
«Это у вас какой мед? Гречишный? А этот?..» Ручеек потенциальных клиентов перетекает от одного продавца к другому, и торговцы охотно объясняют, что «в этих коробочках перга, чуть дальше мед в сотах, в маленьких баночках пыльца, а вон те круглые темно-коричневые шарики – прополис по цене 100 рублей за 10 граммов».
На что сразу же обращаешь внимание – если прежде при слове «пасечник» вырисовывался образ человека зрелого возраста, то нынешние пчеловоды сплошь и рядом люди молодые. И, что выяснилось чуть позже, в большинстве своем креативные.
Паренек лет 25-ти, солидно представившийся Иваном Юрьевичем Ванюковым, приехал из Бакалинского района. Он с гордостью рассказывает, что за короткий срок нарастил свою пасеку с 28 до 70 ульев. Минуту спустя сетует, что непогода сильно повлияла на нынешний медосбор. Но при этом отмечает, что цена на мед не растет уже несколько лет. Наоборот, через месяц – полтора она начнет снижаться: мед станет садиться (засахариваться), что на руку покупателям, так как этот естественный процесс никак не влияет на качество продукта.
Об устоявшейся цене на мед говорит и 38-летний старотуймазинец Айрат Галиев.
– Если цена и выросла, то немного – примерно на 200 рублей за трехлитровку. Так ведь сейчас все дорожает, – поясняет он. Как выясняется в дальнейшей беседе, Галиев долгое время работал сварщиком на одном из туймазинских предприятий. Деньги зарабатывал неплохие, но однообразие работы утомляло. Поэтому в последние шесть лет занимается «сладким бизнесом» и ничуть о своем решении не жалеет. Довел численность пасеки до 60 ульев и грамотно нарабатывает ассортимент: цветочный мед его маленькие труженицы собирают на территории Старотуймазинского сельсовета, гречишный – в Шаранском районе.
Что касается креативности – ассортимент у большинства пасечников был примерно одинаковым. Но больше всего людей собиралось там, где пчеловоды умело подавали себя и свою продукцию.
Альмира Загидуллина, чья пасека расположена в Чукадыбашево, облачилась в футболку с логотипом семейного ЛПХ, рядом установила банер, где говорилось о пользе меда, и щедро дарила покупателям коробочки с забрусом (срезанные крышечки сот. Говорят, помогают от множества болезней – прим. авт.) и симпатичных сувенирных пчелок.
Представительный, высокого роста Михаил Стерехов из Кармаскалинского района выставил на передний план 50-литровые липовые бочонки, на которых большими буквами было прописано: «Цветочный мед», «Гречишный мед», «Липовый мед». На тот момент распогодилось, и народ шел к нему непрерывным потоком. Сделав заказ, люди завороженно наблюдали, как пасечник достает большой черпак, открывает массивную деревянную крышку, а несколько секунд спустя мед тягучей янтарной лентой наполняет разнокалиберную посуду.
Правда, в этот день все как один пчеловоды сетовали, что из-за непогоды в нынешнем году липа не цвела и липового меда практически нет. Тот, что предлагался на ярмарке – прошлогодний или привозной. И если цветочный да гречишный продавались по 650 рублей за литр, то липовый без проблем уходил за 1200-1500 рублей.
Участники «Медового спаса» распродали запасы меда и сопутствующей продукции задолго до официального окончания ярмарки. И, словно в насмешку прогнозам синоптиков, весь день ярко светило солнце.
– «Алиса», а ведь ты меня обманула, – не сдержался я дома. – Дождь прошел быстро, весь день было ясно, так что пчеловоды разъезжались крайне довольные.
– Дождь начнется вечером и закончится ближе к полуночи. Вам поставить песню про пчел? – ловко ушел искусственный интеллект от ответа.