Найти в Дзене

Почему Первый Всесоюзный съезд советских писателей убрал Ф.М. Достоевского из школьной программы?

Уважаемые друзья-подписчики! Особенность русской литературы состоит в том, что трудно понять: писатель или журналист, журналист или писатель? Именно поэтому мне очень нравится термин "литературная журналистика". Именно на съезде была озвучены основные тенденции отечественной журналистики и литературы.

23 апреля 1932 г. выходит Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», ставшее предтечей создания СПП и созыва писательского съезда.

Тогда было решено:

1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской [стоящих за политику советской] власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства [объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т.п. организаций];
4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения».
I Всесоюзный след советских писателей, Москва, 1934 г. Посередине – цитата из М. Горького: «Правда будущего – проста и ясна. Литератор-пролетарий должен ставить своей целью именно простоту, ясность, четкость», а цитата из И. Сталина – справа: «Пролетарская по своему содержанию, национальная по форме, такова та общечеловеческая культура, к которой идет социализм», цитата же из В. Ленина сбоку, слева: «Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды». Источник: Яндекс картинки.
I Всесоюзный след советских писателей, Москва, 1934 г. Посередине – цитата из М. Горького: «Правда будущего – проста и ясна. Литератор-пролетарий должен ставить своей целью именно простоту, ясность, четкость», а цитата из И. Сталина – справа: «Пролетарская по своему содержанию, национальная по форме, такова та общечеловеческая культура, к которой идет социализм», цитата же из В. Ленина сбоку, слева: «Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды». Источник: Яндекс картинки.

Первый Всесоюзный съезд писателей проходил с 17 августа по 1 сентября 1934 года.

Его открыл писатель А. М. Горький, прославившийся в свое время как "буревестник революции", во вступительной речи он говорил: «...Партия коммунистов-ленинцев, рабоче-крестьянская власть Союза Социалистических Советов, уничтожив капитализм на всем пространстве царской России, передав политическую власть в руки рабочих и крестьян, организуя свободное бесклассовое общество, поставили целью своей смелой, мудрой, неутомимой работы освобождение трудовой массы из-под многовекового гнета старой, изжившей себя истории капиталистического развития культуры, которая ныне явно обнаружила все свои пороки и свое творческое бессилие. С высоты этой великой цели мы, честные литераторы Союза Советов, и должны рассмотреть, оценить, организовать свою деятельность. Мы должны усвоить, что именно труд масс является основным организатором культуры и создателем всех идей, — тех, которые на протяжении веков понижали решающее значение труда — источника наших знаний, и тех идей Маркса — Ленина — Сталина, которые в наше время воспитывают революционное правосознание пролетариев всех стран и в нашей стране возводят труд на высоту силы, коя служит основой творчества науки, искусства. Для успеха нашей работы нам необходимо понять, прочувствовать тот факт, что в нашей Родине социалистически организуемый труд полуграмотных рабочих и примитивного крестьянства создал в краткий срок — в шестнадцать лет — грандиозные ценности и отлично вооружился для защиты от нападения врага. Правильная оценка этого факта покажет нам культурно-революционную силу учения, объединяющего весь пролетариат мира...»

Максим Горький же первым помянул Ф.М. Достоевского как «ненасытного мстителя за свои личные невзгоды и страдания». Достоевскому вообще крепко досталось на съезде. Шкловский и вовсе объявил, что делегаты должны его «судить… как люди, которые судят изменника, как люди, которые сегодня отвечают за будущее мира». Досталось И.С. Тургеневу, и даже сатире Н.В. Гоголя («”Мертвые души”, – заявил Горький, – это не так уж характерно для поместной, феодальной России, – Коробочки, Маниловы, Петухи и Собакевичи с Ноздревыми влияли на политику самодержавия только пассивным фактом их бытия и – как кровопийцы крестьянства – не очень характерны»).

С того рокового августа 1934-го и до смерти Сталина Ф.М. Достоевский был на всякий случай изъят из школьной программы.

Отвечал за организацию важного идеологического мероприятия Андрей Жданов, каждому делегату предоставили право пользоваться машиной в личных целях, предложили огромную культурную программу, где кроме экскурсии на Метрострой предполагалось и посещение лучших театров — все бесплатно.

Варианты экскурсий: на Метрострой, на авиационный завод № 22 им. Горбунова, на автозавод им. Сталина, в аэропорт (полеты на аэропланах), на строительство канала Москва — Волга, на выставку «Наши достижения», в мототехническую часть имени Малиновского и в Кремль. Были запланированы встречи с учёными, архитекторами (для ознакомления с планом новой Москвы), иностранными писателями. Делегаты могли посмотреть постановки пьес «Чудесный сплав» В. Киршона, «Бойцы» Б. Ромашова, а также спектакли «Фиалка Монмартра», «Женщина и море», «День и ночь» и кинофильмы на и кинофильмы «Пышка», «Три песни о Ленине», «Восстание человека», «Весёлые ребята». Отдельная статья расходов была связана с подарками участникам, фотографированием, бесплатной подпиской на газеты и журналы — на эти нужды ушло более 38 400 рублей.

Затраты на проведение съезда превысили 1 миллион рублей (колоссальная по тем временам сумма!).

Осуждению Запада и буржуазной литературы было посвящено и программное по сути выступление секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Жданова в первый день работы съезда.

Фраза Леонида Соболева о том, что «партия дала писателю все права, кроме права писать плохо», стала одной из самых популярных. Источник: Яндекс картинки.
Фраза Леонида Соболева о том, что «партия дала писателю все права, кроме права писать плохо», стала одной из самых популярных. Источник: Яндекс картинки.

Список делегатов включал 597 человек. Из них 377 человек имели решающий голос, 220-совещательный. Примечательно, что среди делегатов с решающим голосом 206 были членами ВКП(б) или кандидатами, 29 - членами ВЛКСМ и 142 - беспартийными. Средний возраст делегатов составлял около 36 лет, писательский стаж - около 13 лет. Таким образом, в работе съезда участвовали довольно молодые и профессиональные литераторы. Организаторов съезда устраивал и социальный состав делегатов. Около 70% из них были выходцами из рабочей и крестьянской среды.

В течении нескольких лет 220 участников съезда были репрессированы.
«Основным героем наших книг мы должны избрать труд, т. е. человека, организуемого процессами труда...», — говорил Максим Горький (Первый всесоюзный съезд сов. писателей. Стенографич. отчёт, 1934, с. 13).  Источник: Яндекс картинки.
«Основным героем наших книг мы должны избрать труд, т. е. человека, организуемого процессами труда...», — говорил Максим Горький (Первый всесоюзный съезд сов. писателей. Стенографич. отчёт, 1934, с. 13). Источник: Яндекс картинки.
Разнообразным был жанровый состав участников писательского форума: прозаиков насчитывалось около 33%, поэтов - 19,2%, драматургов - 4,7%, литературных критиков - 12,7%, очеркистов - 2%, журналистов - 1,8%, детских писателей - 1,3% и т.д.

На съезде были представлены писатели и поэты 52 национальностей страны, в том числе русские - 201 человек, евреи - 113 человек, грузины -28, украинцы - 25, армяне - 19, татары - 19, белорусы - 17, узбеки - 12, таджики - 10 и т.д. Самыми представительными были писательские делегации Москвы - 175 человек, Ленинграда - 45, Украины - 42, Белоруссии - 26, Грузии - 30, Армении - 18, Азербайджана - 17, Узбекистана - 16, Таджикистана - 14.

Съезд обсудил доклады о литературах национальных республик, а также вопросы о международной художественной литературе, о советской драматургии, поэзии, детской литературе, о литературной молодёжи и работе с начинающими писателями, об Уставе Союза советских писателей. Источник: Яндекс картинки.
Съезд обсудил доклады о литературах национальных республик, а также вопросы о международной художественной литературе, о советской драматургии, поэзии, детской литературе, о литературной молодёжи и работе с начинающими писателями, об Уставе Союза советских писателей. Источник: Яндекс картинки.

Главным направлением в советской литературе съезд признал социалистический реализм.

В принятом на съезде Уставе ССП содержалась красивая, но достаточно расплывчатая формулировка целей союза: «Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма».

В состав президиума Союза писателей СССР были избраны Максим Горький (председатель), Александр Афиногенов, Фёдор Гладков, Леонид Леонов, Александр Серафимович, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Лидия Сейфуллина, Илья Эренбург, Николай Тихонов.
Александр Серафимович на трибуне. Источник: Яндекс картинки.
Александр Серафимович на трибуне. Источник: Яндекс картинки.

15 мая 1934 года в двух павильонах ЦПКиО имени М. Горького в Москве открылась выставка книг советских писателей с очень широкой тематикой. На её проведение была потрачена треть первоначального бюджета съезда: 360 тысяч рублей.

Съезд наметил разделение литераторов по ранжиру. «Главным писателем» страны стал Горький; ведущим детским поэтом — Маршак; на роль основного поэта «прочили Пастернака».

К первому съезду был приурочен сатирический сборник «Парад бессмертных» под редакцией Михаила Кольцова.

Художественно-оптимистический альманах «Крокодила», посвященный съезду писателей вообще и литературе и ее последствиям в частности.
Художественно-оптимистический альманах «Крокодила», посвященный съезду писателей вообще и литературе и ее последствиям в частности.

Здесь же был шарж-фотомонтаж художника Бориса Клинча — Катаев, похожий на Гоголя с эпиграммой Александра Архангельского:

В портрете — манера крутая,
Не стиль, а сплошной гоголь-моголь:
Посмотришь анфас — В. Катаев,
А в профиль посмотришь — Н. Гоголь!

Главное же значение Первого съезда состояло в самом факте предоставления возможности огромному числу самых разнообразных по творческой манере писателей из разных стран и представителям читательской аудитории – собраться вместе и поговорить о литературе.

Пока поставлю многоточие...

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!

Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор ВОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед

#Городская_печать#Царицын_Сталинград_Волгоград#