Найти тему
Makar Cinema

Даррен Аронофски — все фильмы от худшего к лучшему.

Оглавление
Приветствую! Даррен Аронофски является одним из интереснейших режиссёров Голливуда, чьё творчество не оставляет равнодушным. Его фильмы либо любят, разбирают и постоянно о них говорят, либо критикуют, ругают за перегруженность и излишний мрачняк. К какому зрительскому лагерю относитесь вы, напишите в комментариях, ну а я пока что расскажу вам о его фильмографии. в формате от худшего к лучшему.

8. «Пи» 1998 г.

Начну, пожалуй, с самой первой полнометражной работы режиссёра. Об этом фильме на самом деле спорили и, может, спорят до сих пор. Одни доказывают, что тут чистая математика, другие говорят, что фильм позорит математику нумерологией, а третьи, как я, говорят, что ничего непонятно, но очень интересно. Что для меня здесь было точно понятно, так это тема наваждения. Вот тут, думаю, у каждого бывало такое в жизни, что если какое-то число в голову взбредёт, то оно действительно будет попадаться на каждом углу. Ну а если загнаться, то можно и перейти в стадию паранойи, о чем, собственно, и фильм, ведь когда герой избавился от этого наваждения, он начал улыбаться. Тут, конечно, концовку можно понять по-разному, то ли герой стал счастливым, то ли, наоборот, дураком.

Снят же фильм, как и подобает начинающему режиссёру, за три копейки и ещё не обремененного рамками крупнобюджетного производства. Поэтому-то первые работы режиссёров получаются такими живыми, и, наверно, поэтому многим они и не нравятся, ведь за жизнью мы можем обратиться в окно, а в фильме нам подавай красоту и не такие уж жизненные истории, а скорее фантазии на тему «а что, если». «Пи» — это тоже фантазия на эту тему, ведь вполне себе жизненная история превращается в погоню, где за умом героя гоняются евреи-бандюганы, ну а потом и вовсе разговоры о боге и об избранности. Ну а главное, здесь уже прослеживается его стиль. Самое, наверно, главное и очевидное в фильмах Аронофски — это чувство тревоги, которая дополняется клиповой съёмкой и монтажом. Такая съёмка была ещё в короткометражках, и Даррен расчехляет этот приём на полную мощность в своих первых полнометражных работах. Сам же фильм в меня просто-напросто не особо попадает, мне чужда как религия, так и математика. Поэтому и поставил его на последнее место в данном списке.

  • В ролях — Шон Гуллет, Марк Марголис, Бен Шенкман, Памела Харт, Стивен Перлман.
  • Бюджет — 134 815$
  • Сборы — 3 221 152$
  • Оценки — Кп: 7.5; IMDB: 7.3; Mt: 72; Rt: 88

7. «Ной» 2014.

-2

Следом располагаю фильм, который стал и самым дорогим в карьере режиссёра, и самым кассовым. Ну а получилось у него что-то не совсем убедительное и неоднозначное. Для начала, данное творение вообще не выглядит как фильм Даррена Аронофски. Ну если только косвенно. «Ной» является таким мейнстримовым блокбастером с подковыркой. От голливудского блокбастера в полной мере здесь спасает сам Ной, который не таким уж и однозначным персонажем является. В этом и чувствуется Аронофски, но в целом, конечно, его не подмечаешь.

Сама же история, естественно, разделила людей. Кому не нравится, что история Ноя была переписана, ведь он призывал людей к раскаянию и ждал, может, они образумятся. В фильме чхать он на это хотел, его главной задачей было спасти природу. И вот другому лагерю это нравится, мол, человечности в человеке нет, и природе было бы лучше без нас, так что правильно всё Ной там делал. Истина, как всегда, где-то посредине. А вот Ной как персонаж из фильма получился вполне себе классным как раз из-за своей неоднозначности. Сначала он представляется как герой, который преследует благую цель спасти животных от всемирного потопа, а потом превращается в человека, который готов убить новорожденных, лишь бы исполнить волю божию и прекратить существование человечества. В общем, превращается в такого антигероя. Ну а Рассел Кроу на этой роли — отличное попадание. В целом с явными плюсами на этом всё. Да, фильм мощный, эпичный, сцена защиты ковчега классная по масштабности, съёмке и напряженности. Но явным плюсом это не назвать, так как это должно было быть и так при бюджете в 125 миллионов долларов. И то, можно посетовать на графику, так как при таком бюджете она выглядит не впечатляюще, особенно каменные ангелы. Также в этот мир не вписалась ни Дженнифер Коннелли, ни Эмма Уотсон. Собственно, получается то, что Даррен Аронофски просто зашел не в ту дверь. Ну не его это — снимать блокбастеры за баснословные деньги. Не то чтобы он это не умеет, просто здесь он недоиграл. «Ной» — кино хорошее, но в какой-то степени стерильное и в фильмографии Даррена сильно выбивается.

  • В ролях — Рассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Рэй Уинстон, Энтони Хопкинс, Эмма Уотсон.
  • Бюджет — 125 000 000$
  • Сборы — 359 200 044$
  • Оценки — Кп: 6.6; IMDB: 5.8; Mt: 68; Rt: 75

6. «Фонтан» 2006 г.

-3

На шестую строчку определяю фильм «Фонтан», который многие назовут шедевром, и понять почему можно. Этот фильм наполнен смыслами, символизмами, подтекстами и прочим. Вот тут уже над фильмом нужно действительно поломать голову. «Фонтан» вообще вызывает резонанс в обществе, возможно, даже до сих пор. Кто считает его нудятиной, а кто — шедевром. Я же остановлюсь где-то посредине. Фильм действительно шедевральная нудятина ... ну ладно, как-то грубовато. В целом не скучно, но и до шедевра не то чтобы дотянул. Что в меня не попадает в этом фильме, так это тема религии. Кино в целом ей нагружено, причём ни одной. Понятно, что для людей, интересующихся и разбирающихся в ней, фильм станет возможной усладой. Тут можно покопаться и есть где разгуляться. Я же не то что уж такой невежда, но мне бы эту тему по понятнее подавать. Вообще я понял этот фильм по-другому, куда проще. Для меня это история зависимости и замкнутости. Как Томми создал у себя в голове вот этот мир и не отпускал Изабеллу, или она не выходила из головы, переживая эти моменты снова и снова, о чём могут сказать круги на его теле, которые можно назвать порочными. Ну а закончив наконец книгу и отпустив её, он смог вырваться из этого порочного круга и преисполниться в своем познании. Конечно, можете сказать, чушь, но, может, поэтому фильм хорош, что каждый здесь найдет свой смысл и свою боль.

Однако давайте успокоим наш СПГС и взглянем на фильм как на режиссёрское творение. И тут, конечно, да. Третий полнометражный фильм в карьере режиссёра, и все стало дорого-богато. Добрался Даррен до студийных денег и смог разгуляться на широкую ногу. При этом он всё равно старался экономить. Вместо графики он решил использовать кадры химических реакций в макросъемке. Хоть и видно, что Хью бегал вокруг зелёных экранов, но сами задники выглядят вполне прилично даже сейчас. Этого и старался добиться Аронофски, чтобы фильм прошел проверку временем. И «Фонтан» на самом деле проверку выдерживает как визуально, хоть и качество сейчас лучше, естественно, так и по истории. Это такая универсальная вещь, которая не устареет, точнее будет устаревать медленно. Вложенные смыслы останутся очень долго, пока религия будет существовать или не перепишется. В общем, это тот случай, когда вам либо понравится, либо вы его выключите, третьего, кажется, не дано.

  • В ролях — Хью Джекман, Рэйчел Вайс, Эллен Бёрстин, Марк Марголис, Стивен Макхэтти.
  • Бюджет — 35 000 000$
  • Сборы — 16 468 343$
  • Оценки — Кп: 7.5; IMDB: 7.2; Mt: 51; Rt: 53

5. «Кит» 2022 г.

-4

Пятёрку лидеров открывает последний на данный момент фильм в карьере режиссёра. Ну или крайний, кому как удобней. Получился же он на самом деле тоже неоднозначным. Естественно, «Кит» — это бенефис Брендана Фрейзера. Фильм не столько обсуждают и разбирают как творение Аронофски, сколько хвалят именно Брендана. Ну и есть за что. Вообще, идеальное попадание в персонажа актёром — это когда есть на что проецировать эмоции и есть отклик в жизненном опыте. Ну а здесь у Чарли и Брендана вообще много общего. Некогда популярный актёр 90-х был вынужден приостановить свою карьеру из-за череды трагедий. Кто не в курсе, Брендан подвергся сексуальному насилию, затем пережил развод и смерть матери. Всё это ввело его в сильную депрессию, из-за чего возникли проблемы со здоровьем. Плюс из-за самостоятельного выполнения трюков в фильмах он пережил несколько операций за 7 лет, включая частичную замену коленного сустава. В общем, Брендан пережил очень тяжелый отрезок в своей жизни и прекрасно понимает эмоции своего персонажа. Только в отличие от него он смог из этого всего вылезти.

Что же касается фильма, то он, конечно, не такой уж и однозначный. Стиль Аронофски здесь, конечно, чувствуется. Тут снова вплетена Библия, символизмы, метафоры, но уж как-то всё это слишком в лоб. Кажется, что на этот раз режиссёр решил без стеснения зрителем поманипулировать, а что, как не театр, со своей гиперболизированностью это делает в полной мере. Вот и фильм смотрится как сценическая постановка. Всё действо происходит практически в одной комнате, где актёрам и приходится взаимодействовать. Диалоги, выражение эмоций тут тоже слегка театральны. В общем, один жуткий, сплошной и вычурный драматизм. Не в плохом смысле этих слов. Просто не всем такое представление придётся по душе, и тут вы либо по уши проникнетесь и отдадитесь актёрам, либо не совсем, всё просто. Выполнен фильм опять же здорово. Классно снято, музыкальное сопровождение великолепное, игра актёров отличная, причём всех. Но как будто Даррен решил разбавить свои мрачные, суровые и в какой-то степени мистические истории ноткой сентиментальности. Это, конечно же, неплохо, но точно не лучший фильм режиссёра.

  • В ролях — Брендан Фрейзер, Сэди Синк, Тай Симпкинс, Хонг Чау, Саманта Мортон.
  • Бюджет — 10 000 000$
  • Сборы — 57 615 635$
  • Оценки — Кп: 7.7; IMDB: 7.6; Mt: 60; Rt: 64

4. «мама!» 2017 г.

-5

4 место, и здесь «мама!». Фильм снова получился неоднозначным, как, наверно, и всё после «Чёрного лебедя». Здесь, конечно, запоминается больше всего финал и уровень наркомании, который начинает к этому самому финалу бить через край. Там начинает твориться полная дичь, вплоть до военных действий с перестрелками и взрывами. Однако наркомания отнюдь не бессмысленная. Вообще сам Аронофски раскрывал смыслы фильма, и, наверно, главный — это отношение людей к природе. Дом — это Земля, персонаж Хавьера Бардема — это бог, пустивший на эту Землю людей, и они всё уничтожили. Соответственно, это об отношении человека к окружающей природе, мол, мы на этой планете пассажиры, и давайте-ка к ней бережно относиться. Ну и в целом это снова библейская история. Мужчина и женщина — это Адам и Ева, их дети — Каин и Авель, поэтому один убивает другого, ну и а-ля потоп здесь был тоже, только обошлось всё без Ноя. Но это такие глубинные смыслы, если пройтись по поверхности, то это история про токсичные отношения. О том, как она ему полностью отдаётся, а она ему нужна для вдохновения, можно так сказать. Да и мнения он её не спрашивает и советоваться не желает, так как зачем, тебе это разве важно.

Вообще фильм многие понимают по-разному. Кому что ближе, тот то и видит в нём, и в этом его крутость в том числе. Тут даже жанр с ходу не определишь. То ли ужасы, то ли триллер, то ли экзистенциальная драма. Может, вообще у него жанра нет, и это просто такое полотно, которое понимайте как хотите. Естественно, стоит отметить и актёрские работы. Каждый здесь отлично справляется со своей ролью. На «Оскар» никто не поехал, но это ведь не главное. Дженнифер Лоуренс с центром всего справилась отлично, а все остальные не уступали. Мишель Пфайффер даже, на мой взгляд, её слегка переиграла. Ну тут опыт не пропьешь. Снято — шикарно. Оператор ходил за Лоуренс как прицепленный, постоянно подхватывая крупные планы, что создавало ощущение камерности и личности, что ли. Ну а финал — моё почтение. Как это всё было ловко закручено и изящно подано. Этот фильм мне напоминает «Фонтан» со своими глубинными смыслами и как его могут воспринимать по-разному. Ну а главное, это опять тот случай, когда может быть ничего не понятно, но интересно. В фильме чувствуется присущая режиссёру тревожность и напряжённость в купе с мрачностью. Но не дотягивает он, как по мне, уровня работ до «Ноя». Какая-то снова здесь перегруженность здесь чувствуется.

  • В ролях — Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер, Донал Глисон.
  • Бюджет — 30 000 000$
  • Сборы — 44 516 999$
  • Оценки — Кп: 7.1; IMDB: 6.6; Mt: 76; Rt: 68

3. «Реквием по мечте» 2000 г.

-6

Вот здесь уже начинается тяжело. Как по мне, у Даррена было три настоящих шедевра, и выбрать из них одного невероятно сложно. Но всё-таки деваться некуда, и на третью строчку поставлю «Реквием по мечте» по одной простой причине: визуально он сооооовсем немного устарел. В остальном претензий нет. Вполне так может получится, что многие назовут именно этот фильм лучшим в карьере Аронофски, и понять, почему, на самом деле можно. Опустим очевидный момент в виде социалочки. Принимать наркотики плохо — это факт, как и проводить кучу часов за просмотром телевизора. С этим всё понятно. Главное же тут, на мой взгляд, это демонстрация краха надежд. Герои фильма в своих взглядах, в своих мечтах ведь люди не такие уж плохие. Парни хотят заработать, хотят обеспечить себя и порадовать родителей. Мэрион увлекается дизайном, Гарольд её так любит и хочет, чтобы у неё всё получилось, что помогает ей. Сара хотела бы оказаться на любимой передаче. Но всем этим мечтам, может, и суждено было бы сбыться, но герои сами вырыли себе яму, кто-то осознанно, а кто-то нет.

Сюжетка с Сарой вообще самая драматичная, как по мне. Если молодежь сама выбрала свой путь, то она просто, блин, хотела похудеть. Плюс эта история попала в руки того режиссёра, который своим стилем может её донести и дать почувствовать. Аронофски — тот человек, который может навалить мрачняка и дополнить её клиповой съёмкой и необычным монтажом, приправив это холодными и отталкивающими цветами. Плюс ещё этот прием разделения экрана, где нам показывают разные действия и персонажей, что говорит о некой разобщенности. Актёры отыгрывают отлично. Комедийного актёра Марлона Уайанса вообще непривычно видеть в такой роли, а Эллен Берстин не зря получила номинацию на «Оскар» за эту роль. Ну и, конечно, дополняет это всё ставшей культовой музыка от композитора Клинта Мэнселла. Это тот случай, когда узнается она с двух нот. В общем, «Реквием по мечте» не просто врезается в мозг, он в него въедается. Это мощное, тяжёлое, атмосферное и тревожное произведение, которое оставляет большое, да нет, огромное впечатление.

  • В ролях — Джаред Лето, Марлон Уайанс, Дженнифер Коннелли, Эллен Бёрстин, Кристофер Макдональд.
  • Бюджет — 4 500 000$
  • Сборы — 7 390 108$
  • Оценки — Кп: 8; IMDB: 8.3; Mt: 71; Rt: 78

2. «Рестлер» 2008 г.

-7

Тут всё еще сложнее, потому что «Рестлер» получился супер душевным, а «Чёрный лебедь» слишком крутым. Но на второе место определю всё-таки «Рестлера», несмотря на то, что от этого фильма я эмоционально кайфанул. В принципе, да, странно увидеть в фильмографии Аронофски драму про рестлера, но в целом это та же история про разрушение себя, которую, как мы видим, Даррен исследовать любит. На этот раз он поставил в центр истории человека, который, кроме как крушить соперников на ринге, ничего не умеет. Ту самую американскую мечту он реализовал, но, как и многие, просуществовал он в ней недолго. Ну а так как воспользоваться шансом и оседлать волну успеха он не смог, то и оказался на задворках жизни побитый, растрёпанный и никому не нужный. Подаётся же эта история в уже привычном стиле Аронофски, а именно максимально приземлённо. Как в старые добрые времена ручная камера, холодные улицы, чувство какой-то безнадёжности и вот это всё.

В центре внимания Микки Рурк, который, если в роль попадает, то делает свою работу отлично. Ну а здесь это попадание 10 из 10. Для него, кстати, ринг не в новинку, он сам боксировал. Да и проблем в его жизни и карьере было куча. В общем, актёр смог найти себя в этом персонаже и отыграть отлично. Возможно, это лучшая актёрская работа Рурка за всю карьеру. «Оскар» тоже так считает, и это была его единственная номинация на эту премию. К сожалению, проиграл. Проиграла и Мариса Томей, но тут, видимо, академики засмотрелись не туда, если вы понимаете, о чём я. Чем ещё подкупает данный фильм, так это своей искренностью, приземлённостью, суровой реальностью. Рестлинг-поединки, к слову, тоже круто сняты. Первая вообще получилась напряжённая, и в какие-то моменты думаешь, что им реально больно и они не играют. Ну и, конечно, плейлист у фильма шикарен. Здесь не только бессменный у Аронофски Клинт Мэнселл всё сделал на своем уровне, но и другие композиции в тему. Во время финального выхода Рэнди звучит Guns N' Roses «Sweet Child o' Mine» как отсылка на самого Рурка, который под этот трек на ринг и выходил в свою спортивную карьеру. Ну а трек Брюса Спрингстина «Рестлер», написанная для фильма, уже в сердечке. В общем, «Рестлер» — это очень хорошее кино, которое попало в руки тому режиссёру. Даррен сделал из него не типичную голливудскую историю с пафосом и помпезностью. Это драма в чистом виде, и это его выгодно выделяет на фоне подобных фильмов.

  • В ролях — Микки Рурк, Мариса Томей, Эван Рэйчел Вуд, Марк Марголис, Тодд Бэрри.
  • Бюджет — 6 000 000$
  • Сборы — 44 734 660$
  • Оценки — Кп: 7.5; IMDB: 7.9; Mt: 80; Rt: 98

1. «Чёрный лебедь» 2010 г.

-8

Ну и первое место отдаю «Чёрному лебедю». Фильм, конечно, получился очень мощным и по всем канонам Аронофски жутко тревожным. На самом деле «Чёрный лебедь» во многом перекликается с предыдущей работой Даррена «Рестлер», когда герой идёт на многое ради искусства и чтобы быть на сцене во что бы то ни стало. Сам Даррен это отмечал и говорил, как общество считает рестлинг низшим искусством, а балет высшим, и, казалось бы, их миры не пересекаются. Но Аронофски нашёл в этом что-то общее, и рестлер Микки Рурк проходит практически тот же путь, что балерина Натали Портман. Разница лишь в том, что от брутального рестлинга и расплывчатого Микки Рурка мы перешли к высокому искусству в виде балета, а героем стала милая и утонченная Нина от Натали Портман.

У Аронофски, знаете, есть отличительная черта, он может сделать, как бы это правильней выразиться, из непопулярной темы интересный фильм. Балет — это ведь не массовое искусство, про который принято шутить про засыпание, но «Чёрный лебедь» смотришь на одном дыхании, включая тот самый балет. Естественно, это всё потому, что в его фильмах главное не окружение, а находящиеся в нём люди. Ну и то самое ловкое манипулирование зрителями. Это снова рваный монтаж, посторонние звуки, картинка с крупным зерном, трясущаяся камера и вот это вот всё. Так ещё и следить за всем нужно внимательней, ведь в любой момент что-то где-то может зашевелиться. А, ну и скример Аронофски решил тут добавить. Подловил, чертяга, тут я его вообще не ожидал. Всё это создает тревожное ощущение чего-то. Что вот-вот что-то должно произойти, кто-то откуда-то должен выйти, что за нами прямо сейчас следят. Ну и, естественно, потрясающая актёрская работа. Натали Портман получила за свою карьеру только один «Оскар», и это за «Чёрный лебедь». Заслуженно? На мой взгляд, однозначно да. Но не только Портман богат этот фильм. Как всегда харизматичный Венсан Кассель и очаровательная Мила Кунис дополняют сие представление. Каждый здесь выдал лёгкий перфоманс. В общем, «Чёрный лебедь» — это атмосферное, тревожное и мрачное кино о разрушении как в целом и все фильмы у Аронофски.

  • В ролях — Натали Портман, Мила Кунис, Венсан Кассель, Барбара Херши, Вайнона Райдер.
  • Бюджет — 13 000 000$
  • Сборы — 329 398 046$
  • Оценки — Кп: 7.7; IMDB: 8; Mt: 79; Rt: 85
Ну что, вот такой список получился у меня. А какой фильм Аронофски считаете лучшим вы? Пишите ваше мнение о его фильмах в комментариях и до новых встреч.