Почему не подготовили
Когда готовилась к маршруту, пересмотрела кучу видео, перелопатила уйму статей на тему тех дорог, что планируем “взять”. Только Андрей приезжал из рейса, накормив, напоив спать уложив включала ему видео с единственным вопросом: — “А мы проедем?”
Андрей хмурился, вглядывался, говорил: — “Здесь можем на мосты сесть, здесь можем машину утопить, здесь можем бампер оторвать. А вообще видео это видео, пока сам не попробуешь — не узнаешь.” И вот эта последняя фраза — истина.
Дороги действительно сложные. Не буду упрощать их за счет того, что “мы прошли, и вы пройдете”. Машину лучше подготовить. Даже если вы ас первого класса. Зачем? Да просто так спокойнее за себя и за авто.
Почему мы не подготовились — да потому что не миллионеры. Нам или машину подготовить, или в путешествие ехать. А отложить еще на год — кто знает, что будет через год и будем ли мы.
С собой у нас было все необходимое, чтоб сделать мало-мальский ремонт в случае чего. Но в остальном УАЗ как есть с завода, так и поехали. Даже резина штатная.
Андрей купил нужный набор для выведения сапунов для прохождения бродов, но вывести их не успел. Решили, что при необходимости выведем в поездке. На Алтае познакомились с другими уазоводами, они сказали, что выводить их смысла особого нет, с ними или без них глубже положенного вброд лучше не идти, а для спокойного “плавания” нужно изолировать электропроводку и поставить шноркель — вот тогда УАЗ — корабль (главное реально не уплыть с горным течением). Без изоляции шноркель тоже не имеет смысла.
Самый сложный путь — это на Укок. Там четыре пути (я знаю только три) и один краше другого. И мы не проехали его до конца по причине неподготовленности к бродам.
Акташский ретранслятор тоже далеко не подарок: был участок где дорогу дорогой язык не поворачивается назвать — просто крутой подъем, заваленный огромными валунами. И мы его прошли. К сожалению, именно этот момент я не сняла — мне было так страшно, что можно только матом передать это чувство. На перевале Теплый ключ, когда я очередной раз снимала прохождение Патрика, я выразила мнение, что наш УАЗ, благодаря дорогам Алтая, научился ходить пешком. Реально, я снимала и не понимала — как он, блин, едет? Это невозможно! Он просто оси передвигает и идет. По другому никак.
Когда спрашивали про дорогу у местных — пройдем, не пройдем, в основном отвечали: — “Да пройдете!”
У пограничников спросили на заставе, пройдем ли Укок, ответили — “Если пройдете Теплый ключ, то и все остальное пройдете!”. Кстати, пограничники — отличные ребята. Ну, если вы, конечно, с пропуском едете. А так они вас, скорее всего, так же радушно развернут назад.
А вот когда в начале пути на Теплом ключе встретились с автотуристом на лифтованном автомобиле (не помню марку), там она и поднята, и шины фильдеперсовые, и шноркель — все, как надо — водитель начал нас почти отговаривать идти дальше. Типа “на УАЗе то, да на “камовских” шинах, неее. Даже я пузом карябнулся пару раз, вы все мосты побъете”.
Мы прошли Теплый ключ, даже два раза. Мосты целые. Пару раз шаркнулись на обратном пути, с камня колесо соскользнуло, дождь прошел. А это говорит о чем — мало подготавливать машину, опыт и профессионализм водителя не менее, а даже более важен. Андрей очень тщательно выбирал каждый камень и валун, где наехать, где объехать.
Труднопроходимые перевалы шли в основном на первой пониженной, иногда переходили на вторую. Как сказал хозяин приюта на Джумалинских ключах: “Включаешь первую пониженную и идешь до конца перевала, потому что тебе и переключиться некогда будет.”
На Верблюжьей Шее даже на третьей шли, там дорога ровная, без камней. Скорость была от 2 км. в час на сложных участках до 20 на ровных.
Заправлялись 95 бензином, чем дальше населенный пункт, тем дороже. Самый дорогой в Беляшах — 68 р. С собой была 20-литровая канистра — если едете на Укок, это мало — как минимум 40 надо брать. Расход бензина по бездорожью 15 л. на сто км.. По трассе 12 л., но трассы у нас было мало.
Так что у нас в итоге
Поцарапана вся машина и прям хорошо так задний бампер с левой стороны. Оторвали порожек справа, а потом ударились о камень и там же треснул сам порог, у задней двери (см. видео, в конце ссылка). Прокололи колесо при прохождении какого-то перевала в Тыве на грунтовке (вот здесь вообще обидно — на ровной дороге после такой ж..ы). Андрей сказал, сами виноваты, скорость превысили.
На Луне у нас случилась неприятность — УАЗ перестал заводиться и аккумулятор не показывал нужный заряд (надо 14 минимум, а он 12.9 и 13, что означало, что аккумулятор не заряжается). Завели с горки и без остановок до Кош-Агача. Собрались уж было новый аккумулятор покупать, но при “вскрытии” оказалось, что с ним все в порядке — вода есть, зарядка норм. Причину нашли чуть позже — при перегреве отходил какой-то проводок от массы — пошевелишь его и дальше едешь. Или просто постоишь, машина остывает и заводится. Через пару-тройку дней это прекратилось, заводились нормально.
Сейчас Андрей в рейсе, по приезде будем проходить ТО, пробег уже “набегали” более 30000. Может, вылезут еще какие-то детали. Но в общем и целом мы отделались легко.
Что в планах
Ой, в планах дофига. Решили, что колеса надо повыше взять с хорошей резиной. Для поездок, конечно. А так и электропроводка со шноркелем, и защита мостов, и антикор, и шумка, и лебедка (или блокировка). И магнитофона у нас еще нет.
Так что мой вердикт о проходимости дорог: смотрите видео, читайте статьи, но оценивайте только ваши силы. Пока сам не попробуешь — не узнаешь, пройдешь ты этот путь или не пройдешь. Даже при одинаковых машинах у всех разный опыт и нервы. И да — УАЗ всё таки отличная машина для путешествий. Он не оправдал наши ожидания, он их превзошел. Только не надо: — “Подождите годика два-три, он вам покажет”. Машины все ломаются, а в умелых руках и сами знаете что балалайка.
Видео наших "ранений"🔽
До новых встреч!