Сто лет назад московскому зоопарку (в прошлом - зоосаду) - было уже 60 лет и он праздновал юбилей. Вместе с тем, это было непростое время (а бывало ли оно иным?..) в нашей стране. Молодое государство, в котором многие уже расстреляны, сосланы в тюрьмы, в лучшем случае разъехались. Кто остался - разбредался по стране, в поисках лучшей жизни. По городам бродили беспризорники.
Но всегда находились неравнодушные - простые граждане, ученые, учителя, управленцы. И именно благодаря им, в России уже сто лет действует старейший и непрерывно действующий с момента основания научно-исследовательский кружок, созданный в 1924 году для подготовки молодых зоологов на базе Московского зоопарка. КЮБЗ - кружок юных биологов зоопарка – настоящее сообщество людей науки всех возрастов. Но - по порядку.
1921 в зоосаду помощником секретаря научного отдела начал работать Петр Петрович Смолин, который занимался работой с домашними животными и был "фактически ведущим все работы по отделу племенных животных". Им же была налажена экскурсионная работа. Если в начале 1920-ых годов в зоопарке было 300 видов животных, то уже через несколько лет "штат" расширился, увеличившись до 500 видов. В исследовательском плане сотрудники занимались генетикой, эмбриологией. Животных содержали не только для показа публике, но и для научных исследований. При этом, представьте: в стране полная разруха, да и с кадрами тоже большая проблема. И вот, спустя два года работы Петру Смолину пришла в голову идея, что надо сделать собственную школу, которая бы готовила кадры для зоопарка. Так в 1923 году появился КЮН - кружок юных натуралистов. Но долго он не просуществовал. Юннаты не хотели участвовать в работе, которую должны были выполнять взрослые сотрудники. Зато со второго раза получилось. И это был КЮБЗ, а первым его руководителем стал "дядя Петя", Петр Александрович Мантейфель.
Какое-то время он руководил кружком, затем, будучи ученым-охотоведом, преподавал в пушно-меховом институте. Вспомним о беспризорниках - по сути, они и составляли первую группку ребят, попавших в КЮБЗ. Пётр Александрович Мантейфель собрал таких бесприютных малых, накормил, отмыл, постриг и стал с ними заниматься. Ребята буквально росли и кормились при зоопарке, а главное, дядя Петя стал растить из них помощников. Будущих учёных.
После государство, конечно, решило проблему беспризорников, и в кружок приходили уже просто обычные школьники. В основе правил КЮБЗа было самоуправление - над ребятами никто с условным хлыстом не стоял. Все были равноправны - и ребята между собой (никаких сословий, популярности среди других, оценок в школе и т.д.), и юннаты по отношению к старшим наставникам. Обязательны были выезды дальние и ближние - для наблюдений за природой, исследований, поисков. Доклады и лекции самих ребят о полученных данных.
Копились традиции, шутки, песни, розыгрыши. Но главными неизменно оставались взаимопомощь, ответственность, любовь к природе, животным, науке. И да, раз царит самоуправление и все ребята "приравниваются" к взрослым, то и уровень обязательств и ответственности не уступает. На выездах все быстро усваивают: не просушишь или спалишь на костре портянки, дальше путь закрыт. Не сумеешь переправиться через реку - иди домой. Все делятся едой поровну, сразу выкладывая на общий "стол" все припасы.
С тех пор, спустя десятилетия, на основе кружка формируется тесное сообщество, основанное на традициях и общих интересах. С самого начала организации кружка П. А. Мантейфель привлекал ребят в науку именно тем, что ничего специально детского никогда не затевал — дело было всегда настоящее, взрослое. «Мы помогали служителям убирать клетки, кормить зверей и птиц, научным сотрудникам — наблюдать животных, записывали в дневники их поведение, взвешивали звериных малышей и следили за их ростом» — вспоминала об этом в книге «Питомцы зоопарка» одна из первых кюбзовок Вера Чаплина. Её, трудного подростка с детдомовским прошлым, привел в кружок Мантейфель. Для неё, как и для десятков других ребят, КЮБЗ стал школой настоящей, большой жизни.
Юннаты чувствовали себя ответственными за всё, что происходит вокруг. Живое практическое дело и теоретическая учёба шли параллельно. Занятия по разным областям биологии вели лучшие специалисты зоосада.
Так было сразу и так происходит и сегодня - КЮБЗ прививает одновременно качества умелого странника, способного, в случае чего, не растеряться в лесу даже в одиночку. Качества пытливого ученого, старающегося добраться до сути. Качества порядочного и ответственного человека, друга, гражданина.
Деятельность КЮБЗа не ограничивалась воспитательной работой, нет. Среди членов кружка - действовавшие, действующие или будущие ученые с огромными достижениями для страны и мира. Первым успехом кружка стал интересный момент в жизни соболей. Уже с первых лет работы КЮБЗа в зоопарке велась научная и зоотехническая работа, в которой принимали активнейшее участие юннаты. В 1928 – 29 годах произошло событие, удивившее всех биологов и зоотехников не только нашей страны, но и мира – профессору Мантейфелю при участии кюбзовцев удалось разгадать загадку размножения соболя, что давало возможность разводить этих ценнейших, и к тому времени редких, пушных зверей в неволе. 3 июня 1929 года П.А.Мантейфель был награжден Наркомторгом РСФСР . Сегодня важнейшим являются энергоносители: нефть, газ и так далее.... В Петербурге, ещё со времён Петра существует большая биржа, специальные склады, где хранят пушнину. мягкая рухлядь играла важнейшую роль в экономике страны. Так что эта возможность разводить пушнину просто выбросила СССР далеко вперед в этом плане. Поэтому с тех пор соболь - на эмблеме КЮБЗа.
..Впоследствии кружок, как и вся страна, переживал разные периоды и этапы. Среди членов кружка оказались репрессированные, ушедшие на фронт и погибшие там. Во время войны большая часть зоопарка эвакуировалась в тогдашний Свердловск и КЮБЗ даже там пытался продолжить работу.
По возвращении юннаты помогали возрождать пострадавший от войны зоопарк. И продолжили работу. Приходили новые и новые поколения кюбзовцев, учившихся зачастую у своих старших предшественников. Среди выпускников кружка в разные годы - плеяда поистине великих людей: Николай Воронцов - директор биолого-почвенного института, исследователь и космонавт Валерий Шаров, эпидемиолог Эдуард Коренберг, геолог Павел Флоренский, ученые братья Сергей и Александр Расницыны, кинолог Эдмунд Шерешевский, зоолог и палеонтолог Александр Агаджанян и другие.
сегодня в легендарный КЮБЗ принимают ребят с 11 лет, интересующихся биологией, зоологией, ботаникой. И все так же они ездят по заповедникам и в походы, поют песни, многие из которых пели еще те самые беспризорники дяди Пети.
За годы работы кружка его членами были почти 2000 человек, многие из которых стали академиками, профессорами и докторами наук. И о многих мы еще непременно услышим.