Найти тему

Летопись: «Поэтический реализм»

Карне
Карне

Лидером поэтического кинематографа стал во Франции выдающийся кинорежиссёр Марсель Карне, родившийся 18 августа 1909 года в Париже, в семье краснодеревщика. В юности работал страховым агентом. Но в 1928 году он уже был ассистентом оператора Жоржа Периналя на съёмках фильма Жака Фейдера «Новые господа». Когда Фейдера пригласили в Голливуд, Клер занялся журналистикой и кино-критикой, вместе с Мишелем Санвуазеном создал любительский документальный фильм «Ножан, воскресенье в Эльдорадо» (1929), затем ассистировал Рене Клеру в фильме «Под крышами Парижа» (1930).

В начале 1930-х годов снимал рекламу и выступал в качестве кинокритика, затем (1933-35) ассистировал Жаку Фейдеру в фильмах «Большая игра» (1933), «Пансион Мимоза» (1934) и «Героическая кермесса» (1935). В 1936 году дебютировал как режиссёр картиной «Женни» по сценарию, предназначавшемуся для его учителя.

Из к/ф "Набережная туманов"
Из к/ф "Набережная туманов"

В 1937 году он снимает комедию «Забавная драма» по С. Клаустону. Её гротескно-ирреальная атмосфера наряду с блестящей игрой разных по классу и возрасту исполнителей (Мишель Симон, Франсуаза Розе, Луи Жуве, Жан Луи Барро, Жан Поль Омон) и запоминающимися пластическими деталями свидетельствовали о появлении большого и своеобразного художника.

Лучшие работы Карне появляются в конце 1930-х - начале 1940-х годов, в период его сотрудничества с поэтом-сюрреалистом и кинодраматургом Жаком Превером. Начиная с 1938 года направление, представленное фильмами Карне - Превера и названное последним «поэтическим реализмом», доминирует в кино Франции, выражая характерное для предвоенных лет ощущение конца эпохи, разочарование в обществе и бессилие личности перед лицом грядущих катаклизмов. Лишь бескорыстная любовь мужчины и женщины, соединенных на короткий миг случаем и тут же разделенных роком, пытается противостоять всеобщему падению и деградации, которое олицетворяют демонические персонажи.

Из к/ф "Дети райка"
Из к/ф "Дети райка"

Нежность, психологизм, образность, с какими показывается эта любовь, сообщают удивительную достоверность условным сюжетам и персонажам лент «Набережная туманов» (1938), «Северный отель» (1938), «День начинается» (1939). Символом пробуждения человеческого духа, метафорическим вызовом злу становится поставленный в годы оккупации фильм-легенда «Вечерние посетители» (1942). А законченная накануне освобождения картина «Дети райка» (1944), при всей философской глубине и горечи размышлений о судьбе художника, чьи великие победы в искусстве оплачены трагедиями в его реальной жизни, звучит апофеозом человеческому таланту и красоте души.

После прокатной неудачи фильма «Врата ночи» (1946) Карне и Превер расстаются. Разногласия с продюсерами оборачиваются простоем или необходимостью браться за случайные темы и слабые сценарии. Тем не менее, в 1950-е годы в активе Карне новаторский по драматургии фильм «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» (1951), мастерская экранизация романа Эмиля Золя «Тереза Ракен» (1953), которая возвращает к центральному для режиссёра конфликту между личностью и мещанским обществом, не способным понять индивидуальность.

-4

Режиссёр пытался посмотреть беспристрастно на молодежь, отвергающую мир отцов и всякую мораль вообще, например, «Обманщики» (1958). Не принятый поколением «новой волны», Карне стремится найти иные темы и заговорить на новом языке, но терпит неудачу. За редким исключением, например, «Убийцы во имя порядка» (1971) его работы не вписываются в современную эпоху.

В 1979 году он был награждён почётным призом «Сезар», в 1982-м - юбилейной премией на МКФ в Венеции. Член Академии изящных искусств (1979), член Французской академии киноискусства (1982). У него снимались великие актёры: Жан Габен, Пьер Брассер, Жан Луи Барро. Лауреат премии “Сезар” (1979) и множества премий на МКФ.

Умер 31 октября 1996 года.

* * *

Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Помните, если канал вам перестал нравиться, отписаться вы можете в любой момент. Но, может, не стоит торопиться?

#реализм #Карне #Превер #кино #классик