Родион Раскольников - поистине интереснейший, как и все герои Достоевского, персонаж. Обнищавший студент-мизантроп с одной стороны, он раскрывается, как духовный и ласковый с другой. Философ и наивный простак. Жестокость и сердобольность. Все это совмещается в одном человеке, в одном теле. И это просто поражает! Недаром Федор Михайлович дает своему герою фамилию Раскольников - фамилию, обозначающую "раскол" человеческого сознания и души. Такой человек не может жить идти путем обычных людей. Наделенный недюжинным умом, он обречен на вечный поиск истины.
Так в чем же его вина? На первый взгляд, этот вопрос прост и очевиден. Но не все так прозрачно. Углубляясь в повествование и вдумчиво анализируя сюжет, мы можем увидеть корни проблемы, а именно теорию Родиона, суть которой в следующем: "люди, по закону природы, разделяются на 2 разряда: на низший, то есть, так сказать материал, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде новое слово". Опьяненный желанием понять кто он: расходный материал или бог во плоти, Родион принимает решение убить старуху, которая, по его мнению, досаждает абсолютно всем. Мания величия, комплекс бога, идея власти ради людей, постепенно перерастающая в идею "власти ради власти" - именно в этом кроется настоящая вина Родиона Раскольникова, вина, которая мало - помалу превращается в беду.
Да, именно в беду. Ведь Родион, убив старуху и ее сестру, понимает, что не в состоянии противостоять мукам совести и бесконечным душевным терзаниям. В своей сакраментальной теории он не учел одну, очень важную вещь. Люди – не животные. Людям свойственны и любовь, и милосердие, и сострадание. Человек, здоровый человек, не в состоянии убить без зазрения совести. Самокопание и самоугнетение – вот всадники, сопровождающие такой поступок. Они, в конечном итоге, приведут к самому логичному финалу - покаянию, а после - к наказанию. Но, правда, в случае Родиона, произошло это не только поэтому. Но и из-за всепоглощающей силы любви, которая смогла наставить его на истинный путь.