Железнодорожные путешествия романтичны сами по себе. Но особый колорит им придают остановки в российских городах — там другая природа, местный менталитет и, конечно же, оригинальные вокзалы.
Архитектура, история, культурное наполнение некоторых из них настолько хороши, что могут стать полноценной точкой притяжения туристов. Сегодня расскажем про красивые вокзалы России, а также о том, как до них добраться.
Казань
Казанский вокзал существует с 1894 года — тогда новая ветка пролегла сюда из Москвы. Масштабное сооружение из красного кирпича сконструировал Генрих Руш, автор множества других строений Казани. Узорная кладка на фасаде становится ещё более впечатляющей ночью в огнях десятков прожекторов. Они делают здание объёмным и рельефным.
Отпускники, которые едут на южные курорты на поездах из центральной России через Казань, наверняка замечали на пути ещё один вокзал из красного кирпича, построенный в похожем стиле. Он расположен в городе Кропоткин Краснодарского края, а сама станция называется Кавказской. Ночью здание также красиво обрамляется подсветкой.
Сочи
У сочинского вокзала есть брат. Он не совсем близнец, как многие считают, но сходство действительно существует. Речь идёт о вокзале Симферополя. Он также состоит из залов, галерей, арочных сводов, дополнен башней, но всё же стиль его более сдержанный, а по периметру крыши нет узнаваемых пиков.
Владивосток
Хотите посмотреть на вокзал в виде настоящего русского терема? Отправляйтесь в столицу Дальневосточного региона. Острая крыша, башенки, резной фасад, расписные стены — отличная имитация старорусской архитектуры, которая очень колоритно смотрится на берегу Тихого океана. Внутреннее убранство — настоящая творческая галерея, где можно прогуливаться и рассматривать сотни деталей.
В 1908 году здание станции во Владивостоке полностью реконструировали, чтобы соединить две крайние точки важного российского маршрута — Транссибирской магистрали. Страна так необъятна, что добираться от Москвы до Владивостока на поезде нужно больше шести суток. Но такая поездка станет настоящим приключением, тем более что современные поезда оснащены всем необходимым для комфортного путешествия.
Шуя
Традиционный русский стиль был весьма популярен в конце XIX – начале XX века. Шуя считался развитым купеческим городом, но купцам было слишком неудобно вывозить товары по реке или на лошадях. Поэтому начали строить новую железнодорожную ветку и станцию.
Шуйский вокзал благодаря реставрациям практически не изменился с тех времён. Кирпичная кладка красиво сочетается с деревянными резными ставнями, колоннами и современной подсветкой. Над входом возвышается башенка с часами, а сооружение скорее похоже на уютный купеческий дом.
Новосибирск
Этот вокзал — крупнейший в зауральской части России. На площади в 30 000 м² ежедневно кипит железнодорожная жизнь, а внешне здание — это лаконичные формы, геометрия без «изысков» и приятное сочетание небесно-голубого и белоснежного цветов. Но главная его особенность скрыта в архитектурной композиции: если смотреть на строение целиком сверху, оно похоже на паровоз с паровой трубой, которая направлена на восток.
Здание по атмосфере очень близко стилистике всего города. Сразу заметна рука одного мастера — архитектором Новосибирска и станции в текущем виде был Андрей Крячков.
Новосибирский вокзал также входит в маршрут по Транссибирской магистрали. Составы здесь обычно стоят около часа, поэтому у пассажиров будет достаточно времени, чтобы полюбоваться красотой сооружения и побродить по его залам. А на территории можно найти интересный объект — макет паровоза «Проворный» из дерева. Прототип работал на ещё Царскосельской дороге и был одним из первых эффективных паровых составов.
Санкт-Петербург, Витебский вокзал
Когда речь идёт про лучшие вокзалы России, нужно рассказать о старейшем российском железнодорожном сооружении — Витебском вокзале Санкт-Петербурга. Одновременно эта станция считается и первой в стране. Она существует с 1832 года, когда была запущена линия от Санкт-Петербурга до Царского Села. Разумеется, здание много раз модернизировалось, но впервые вместо деревянного каменный облик оно обрело в 1852 году с узнаваемой руки архитектора Константина Тона. Он же был автором таких грандиозных сооружений, как храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец в Москве.
Сегодня Витебский вокзал — отражение модерна начала ХХ века. Угадываются элементы дворцового стиля, роскошные орнаменты и величественные своды. А обилие витражных окон создаёт внутри потрясающую игру солнечных лучей.
Слюдянка
Удивлять могут не только вокзалы больших городов. На западной стороне озера Байкал есть городок Слюдянка, через который проходят поезда по Кругобайкальской линии. Ж/д станция выглядит как средневековая крепость, а всё потому, что построена из мраморных блоков. Каменное здание вокзала — единственное в своём роде на весь мир. Больше нигде нет подобных сооружений, возведённых полностью из двух сортов мрамора, — розового и белого.
Эта дорога когда-то входила в Транссибирскую магистраль, но сегодня поезда идут через Иркутск. А старая линия — популярное среди туристов место. Это 89 км путей с десятками тоннелей, галерей, заброшенных поселений и с потрясающим видом на озеро. По ветке курсируют экскурсионные экспрессы, билеты продаются на официальном сайте Кругобайкальской железной дороги. Также по маршруту ходят электрички.
Липецк
В топ вокзалов России с точки зрения оригинальности можно смело включить Липецкий. Он появился в 1994 году и стал полным отражением советского футуризма. По замыслу архитектора, с высоты он напоминает бабочку, которая распахнула крылья. Центральный корпус — это 11 этажей с помещениями для пассажиров и персонала, снаружи вокзал украшен башенными часами. По бокам расположены просторные остеклённые вестибюли.
Челябинск
В продолжение темы советской эпохи можно вспомнить ещё один интересный вокзал, который достоин быть в списке «Красивые ж/д вокзалы России». В Челябинске железнодорожный узел в 2004 году пережил масштабную реконструкцию. После открытия здание с угадываемыми чертами советского модернизма приобрело современные черты — цвета, подсветку, остекление. На главном фасаде находится сплошной витраж, который создаёт ощущение свободного пространства. Сверху основное здание украшено тремя куполами, а сбоку оно примыкает к высотной гостинице.
Во внешней и внутренней отделке использовались натуральные уральские камни — гранит, мрамор и, конечно, малахит. Кроме того, внутри работают музей камня, зимний сад и настоящий фонтан. Пассажиропоток здесь очень высокий, ежедневно курсируют поезда в самые разные направления, поэтому во время поездок наверняка рано или поздно удастся увидеть одну из «визитных карточек» города.
Здесь всё оснащено современными механизмами: работают электронные табло, удобные лифты, системы оповещения. В комплекс входят не только залы ожидания, но и целый культурный центр с экранами для показа видео. Одновременно на вокзале могут комфортно разместиться 2600 человек.
Через Самару идёт огромное количество поездов, поэтому любители железнодорожных путешествий смогут без труда выбрать маршрут, который позволит полюбоваться вокзалом этого города.
Иваново
Днём городской вокзал выглядит буднично, но всё меняется с наступлением темноты. Потрясающая иллюминация превращает здание в невероятный футуристический объект. Те, кто проезжал мимо ночью, наверняка скажут, что Ивановский вокзал — самый красивый в России.
Даже после реконструкции он сохранил удивительные черты раннего советского авангардизма. Их видно по необычным дверям, огромным витражным окнам, настенным панно. Внутри расположились два зала — синий и красный. В них, как в музее, есть расписные колонны, мозаики, гипсовые узоры. Время ожидания действительно не будет скучным.
Волгоград
Город с великой историей, которая коснулась и его вокзала. Красивое старое здание настолько пострадало в Великую Отечественную войну, что в 1950 году на его месте построили новое. По архитектурному облику оно перекликается со знаменитыми московскими «сталинками» — в центре сооружения расположен многоярусный шпиль, украшенный башенными часами и звездой.
Основой для нового здания стал фундамент старого. Благодаря строгой геометрии и белому цвету вокзал выглядит действительно монументально и по праву считается одной из «визитных карточек» Волгограда.