Если вы увлечены поэзией, знаете и любите творчество Анны Андреевны Ахматовой, то, путешествуя по Петербургу, постарайтесь посетить музей поэтессы в Фонтанном доме, где она прожила больше 30 лет. Вы не пожалеете: это будут яркие воспоминания.
В нынешнюю мою поездку в Санкт-Петербург встреча с Ахматовой в Фонтанном доме стала первым ярким впечатлением.
Музей, как и старинный Шереметьевский сад, через который нужно пройти к нему, тщательно спрятаны от глаз прохожих во внутреннем дворе. Попасть сюда можно со стороны Литейного проспекта. Но мимо вы не пройдёте, потому что прямо перед аркой, в которую вам нужно свернуть, вы увидите фото Анны Андреевны, удивительно красивой и спокойной, которая пригласит вас в гости.
Сворачивая в арку, ты сразу словно ныряешь в какое-то особое пространство, над которым время не властно. Звучит музыка, множество людей читают стихи, которыми исписаны стены, кто-то сосредоточенно пишет, а над всем этим мудрый, проникающий в душу взгляд поэта.
Дальше мы попадаем в Шереметьевский сад, который Анна Андреевна справедливо называла магическим, потому что «сюда приходят тени петербуржской истории». Вы это ощутите сразу: вот небольшой скульптурный медальон Прасковье Жемчуговой – печальной любви Шереметьева, вот одинокое фортепиано, на котором может сыграть любой желающий.
А вот тени совсем другой эпохи – стрит-арт памяти И. Бродского «Сохрани мою тень» и многое другое.
Вот мы в музее, который открылся в 1989 году и стал первым памятником тем представителям серебряного века, которые, уйдя в состояние «внутренней» эмиграции, сохранили «прекрасные черты» своего времени. Пространство поделено на две части: мемориальную и литературно-историческую.
Анна Ахматова переехала в коммунальную квартиру к возлюбленному, известному историку, искусствоведу Николаю Пунину, в 1926 году.
В 1929, совсем ненадолго, к ней приехал жить сын Лев Гумилёв. Отсюда в 1935 году по доносу уводили их, Гумилёва и Пунина, в неизвестность после ареста. Здесь в долгие часы разлуки приходили к ней строчки знаменитого «Реквиема». Анна Андреевна прожила здесь до 1952 года.
Пройдем и мы по коммунальной квартире в северном флигеле Фонтанного дома (так называют дворец Шереметьева, в основном здании которого сейчас располагается Музей театрального и музыкального искусства).
Сначала кухня и коридор. Очень петербургские. Совершенно коммунальные. Длиннющий узкий коридор.
У меня сердце сжимается от бесприютности, которая здесь царит: одинокий образок в углу, а над ним антресоли с вещами; в одном из закоулков – сундук, чемодан, корзина как символ временности - жизнь на чемоданах.
«Атмосфера неблагополучия, глубоко свойственная всей эпохе, может быть, нигде не чувствовалась так остро, как в Фонтанном Доме», - вспоминал Всеволод Петров, коллега и товарищ Н.Н. Пунина, в книге «Фонтанный Дом».
Дальше угол, где жил Лев Гумилёв. Сам он его называл «тупичок». Он даже спал здесь на большом сундуке, не имея пристанища.
Один из самых ярких образов – стена с обрывками обоев разных времён.
Дальше мемориальное пространство разрывается. Мы попадаем в Белый зал, где в центре зала находится скульптура Анны Ахматовой работы Льва Сморгона, а вокруг, по спирали, расположилась интерактивная экспозиция, построенная по поэтической формуле Ахматовой: «Я помню всё в одно и то же время».
При этом зритель здесь не пассивный наблюдатель. Чтобы узнать что-то о том или ином экспонате, нужно протянуть руку к нему на несколько секунд, не касаясь, и появятся объяснения: строчки стихов, воспоминания, дневниковые записи. Необычайно интересно.
Дальше мы вновь возвращаемся в квартиру во флигеле Фонтанного дома. Сначала попадаем в кабинет Н.Н. Пунина. За столом учёный работал, сидя на диване, Ахматова читала свои стихи, в печи она жгла бумаги, ожидая обыск.
Дальше столовая с уютным малиновым абажуром – место встреч с друзьями и разговоров.
Наконец, комната Анны Андреевны. В 1938 году, расставшись с Н.Н. Пуниным, она переехала в неё и жила до отъезда в эвакуацию. И вновь арест сына, Кресты, 17 месяцев неизвестности. Всё это горе и бесприютность до сих пор витают в этой небольшой комнате.
Сама А.А. Ахматова писала о ней так: «Самое красивое в моей комнате это клен за окном». Он и сейчас смотрит в окно, но теперь, по воле оформителей музея окно запечатлело память прежней любви.
... Свидетель всего на свете
На закате и на рассвете
Смотрит в комнату старый клен
И, предвидя нашу разлуку,
Мне иссохшую черную руку
Как за помощью тянет он.
А вы бываете в литературных музеях? Или в мемориальных квартирах? Что вам там запомнилось больше всего? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях? Нам интересно!
Благодарю, что дочитали до конца!
Не жалейте лайков! Заходите ещё и подписывайтесь: мы всегда рады друзьям!