Август — несомненно, время урожая. В нашей стране в это время поспевает всяческое съестное, от вездесущих кабачков до вкуснейших ягод. Для наших предков это было жаркое время вне зависимости от погоды: всё было необходимо собрать и обработать для того, чтобы не голодать зимой.
Не секрет, что русский православный календарь очень тесно связан с древними земледельческими приметами и обрядами. В августе идёт череда праздников, названия которых звучат очень «по-хозяйственному»: медовый Спас, ореховый Спас и яблочный Спас. Что обычно делали в эти праздники в старину? И причём тут вообще Спаситель? Рассказываем в нашей статье.
Медовый, или маковый, Спас
«Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают», — так говорит народный язык об августовских праздниках. Первым в этой последовательности идёт медовый Спас. Причём же здесь, казалось бы, вода?
Дело в том, что в этот день обычно проводили малое водосвятие — освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озёра. Также в этот день купались в последний раз в году: считалось, что после этого праздника вода холодеет и уже для плаванья не пригодна.
Однако традиция медового Спаса идёт ещё из дохристианских времён: обычно на этот день приходился праздник урожая. К этому времени обычно поспевает мёд; пасечники вырезают из ульев первые соты. С проникновением христианства возникла традиция этот мёд святить в храме, а потом одаривать им нищих. С этого же дня начинался Успенский пост.
Главный напиток Медового Спаса — так называемый питной мёд. «Ставленный» мёд состоял на треть из ягод и на две трети из самого мёда. Выдерживать эту смесь в смоляных бочках могли от 10 до 40 лет! Самым «сырым» считался мёд-пятилеток.
Медовый спас называют ещё маковым. Эта история довольно-таки забавная: дело в том, что на 14 августа приходится ещё и день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, и народная этимология услышала в их имени слово «мак». Поэтому в некоторых регионах в этот день пекли так назваемые маканцы или мачники — пироги или булочки с маком.
Яблочный спас на горе
Следующий Спас — яблочный. Этот Спас совпадает с одним из крупных христианских праздников Преображения Господня. Это история о том, как Иисус взял своих ближайших учеников — Петра, Иоанна и Иакова, поднялся с ними на гору Фавор и показался им во всей своей славе, явив свою божественную сущность. Собственно, именно поэтому второе название яблочного Спаса — это Спас на горе.
В народной традиции в этот день в храм приносят уже не мёд, а плоды нового урожая: сливы, ягоды и, разумеется, яблоки. Яблоки плодоносят почти на всей территории России, поэтому этот Спас и называется по этому вкусному и полезному фрукту. Как и в случае с мёдом, яблоками угощали и нищих. Так как Успенский пост всё ещё длился, то в эти дни стряпали исключительно постную выпечку и варили варенье.
Также во время яблочного Спаса было принято поминать умерших детей. Например, существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до праздника Преображения яблок не ели, раздают гостинцы — в том числе и райские яблоки. А если родители до этого дня вкушали этот плод, то дети оставались без угощения. Также освящённые в церкви яблоки приносили на могилки.
Ореховый, хлебный Спас на холстах
Последний в череде Спасов — Спас ореховый. Его второе имя — На холстах — опять-таки связано с христианской историей. В этот день в Константинополь был перенесён Нерукотворный образ. Не стоит путать его с Туринской плащаницей, на которой проступил лик Христа после того, как он утёрся ей по пути на Голгофу. Это совсем другая история.
Жил-был в самом начале I века, ещё во времена земного существования Христа, царь Абгар V. Столица его царства, Осроены, была в Эдессе — нынешнем турецком городе Шанлыурфе, важном центре раннего христианства. Царь этот тяжко заболел. Он состоял в переписке с Христом (если что, это легенда апокрифическая, не входящая в основной корпус библейских текстов) и попросил, чтобы присланный Абгаром к Христу художник запечатлел его образ.
Иисус согласился, но у художника никак не получалось передать его лик. Тогда Христос умылся, утёрся полотенцем, и на этой ткани отпечатался его лик. Так как после умывания борода Иисуса была мокрая, то икона Спас Нерукотворный порой называется как Спас Мокрая Брада.
Собственно, именно поэтому последний из Спасов и называется Спас на холстах. В этот день освящали ткани, которые потом использовались как воинские стяги. Обычные же домотканые полотнища везли на ярмарки и торговали ими.
Также в этот день выпекали хлеб из зерна нового урожая — поэтому Спас назывался хлебным. В лесу поспевали орехи — поэтому Спас назывался и ореховым. Говорилось так: «Коль хорош третий Спас — зимой будет квас». Провожали в этот день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров
будет морозно.
Три Спаса — это отличный пример взаимопроникновения религиозных и народных традиций. Традиции же своей семьи — то, как собираются за столом, какие блюда готовят, как вспоминают ушедшую родню — всегда можно сохранить и передать следующим поколениям своей семьи в Цифровой капсуле времени: удобной и безопасной онлайн-платформе!
#спас #медовыйспас #ореховыйспас #преображение #яблочныйспас #яблоко #успенскийпост #nasledie.digital