Найти тему
Великая Евразия

В чём разница между староверами и старообрядцами?

Оглавление

Продолжая тему религиозного раскола в Русском царстве и последствий, им вызванных, не могу обойти некоторые, на мой взгляд, важные вопросы: зачем понадобилось унифицировать свой обрядовый уклад с греческим? Чем так мешали власти народные верования и традиции, что с ними стали нещадно бороться на государственном уровне?

Стихийно или организованно возник раскол после Никоновской обрядовой реформы? Если он возник по решению власти, то какие цели преследовал и чем закончился? В этом материале я дам своё субъективное видение, основанное на мнении, в первую очередь, доктора исторических наук, профессора А. В. Пыжикова (ныне покойного). Не претендую на единственно верную версию.

Для получения полноформатной картинки этого сложного вопроса, рекомендую обратиться к статьям по теме: Поворотная точка русской истории - религиозный раскол XVII века / Откуда взялся особый путь развития России? / На Руси было четыре разных версии христианства?

Проповедник
Проповедник

Путаница понятий и терминов

Я давно примериваюсь к написанию статьи о таком сложном явлении, как религиозный раскол. Цель публикации — не научные исследования и не дискуссии, а высказывание собственного понимания произошедшей в XVI–XVII веках трансформации религиозного восприятия населения Русского царства, повлекшей за собой изменение структуры российского общества.

«Раскол и раскольники представляют одно из любопытнейших явлений в исторической жизни русского народа. Но это явление, хотя и существует более двух столетий, остается доселе надлежащим образом неисследованным. Ни администрация, ни общество обстоятельно не знают, что такое раскол. Этого мало: девять десятых самих раскольников вполне не сознают, что такое раскол». Мельников-Печерский, «Письма о расколе», 1862 год.

В 1654 году патриарх Никон объявил на Московском соборе о начале обрядовой церковной реформы, якобы призванной устранить разнобой в русской и греческой (византийского толка) традициях ведения церковных служб и символов веры. Нельзя сказать, что он сделал что-то из ряда вон выходящее и экстра оригинальное. В Европе видели и не такое. Там к тому времени уже закончилась Реформация и воцарилось шаткое равновесие.

В западной церкви такие события происходили регулярно. Иерархи римской церкви бесконечно заседали, правили, утверждали и (или) запрещали каноны, направления, порядки и обряды. Не уверен, что в итоге это пошло во благо тому мировоззрению и заповедям, которые проповедовал Иисус. Но люди есть люди, какие бы должности они ни занимали и в какие бы одежды ни рядились.

Итак, нам рассказывают, что немалая часть населения не приняла три перста вместо двух, три «аллилуйя» вместо двух и ещё несколько непринципиальных для основ веры изменений. А официальная церковь, поддерживаемая властью, решительно взялась выкорчёвывать неприятие. Так якобы и возник раскол. Не принявшую реформы часть народа стали (со временем) официально называть староверами и старообрядцами.

Символы веры
Символы веры

На первый взгляд, это аналогичные термины, но, оказывается, нет. На сегодняшний день нет единого толкования применённых к раскольникам наименований. Прежде всего, необходимо уточнить, что сами приверженцы дореформенных обрядов себя так не называли. Это термины, придуманные канонической церковью и властью.

Я встречал три варианта объяснений. 1) Староверы — носители народных традиций, не связанных с христианством; старообрядцы — христиане, не принявшие изменения обрядов, служб и символов веры.

2) Староверы — христиане радикального толка, придерживающиеся беспоповских практик богослужения, скатившиеся со временем к разнообразным сектам и лишь по формальному признаку причисляемые к христианству; старообрядцы — верующие, практикующие поповство, то есть имеющие профессиональных служителей культа, в том числе из числа бывших реформистов, но по старым обрядам.

3) Староверы — представители так называемого двоеверия, то есть люди, поклоняющиеся и природным культам богов, и Иисусу одновременно, в зависимости от бытовой или жизненной необходимости; старообрядцы — христиане в чистом виде, но более строгой традиции веры, учитывающей общинность и не признающей смычку светской власти и церкви.

Лично мне ближе третий вариант, который раскрывал и профессор А. В. Пыжиков. К такому выводу я пришёл, учитывая вводные сведения о предшествовавших религиозной реформе событиях и последствиях раскола. Оказалось, что разделение общества носило гораздо более глубокий характер, и те, кто инициировал реформистские начинания, в конечном счёте просчитались, став первыми пострадавшими от него.

протопоп Аввакум
протопоп Аввакум

И ненавистники стали любимцами...

Пожалуй, стоит напомнить о таком немаловажном обстоятельстве, как несоответствие раннего христианства на Руси нашим сегодняшним представлениям. По мнению многих историков, до князя Владимира в русских княжествах византийская модель была представлена, мягко говоря, скупо. Гораздо более распространёнными были арианство и несторианство.

Византийские каноны стали претендовать на государственную религию гораздо позже, со времён внедрения проекта «Москва — Третий Рим». К тому времени Константинополь был под османами, и центра православия как такового не было. Вместе с тем, католический престол не мог подмять под себя все православные территории, у него были задачи и вызовы гораздо более актуальные — сопротивление исламизации Европы.

И Софья Палеолог отправилась в Русское царство в качестве жены Ивана III по протекции римского понтифика. Аппетит, как известно, приходит во время еды, так и амбиции стать религиозным центром, оплотом и спасением всех истинно православных вскружила голову великому русскому князю. Примерно в ту же ловушку попался ранее и великий князь Святослав Игоревич, и многие правители до и после него.

Попытки встроить в русский религиозный уклад жёсткую иерархию и западное мировоззрение сначала предпринимались прямо. Но неизменно встречали отпор большинства духовенства и не получали безоговорочной поддержки правящей династии. Кульминацией этих усилий можно считать Стоглавый собор Русской церкви и поместный собор, проведённый во времена и с личным участием Иоанна Грозного в 1551 году.

Стоглавый собор
Стоглавый собор

Фактически это был съезд представителей всех сословий земли Русской. На нём, кроме других важнейших для государства вопросов, решалось быть или не быть реформе религиозных текстов и обрядов на византийский манер. Тогда старые формы церковных обрядов удалось отстоять. Вместе с тем, на Соборе было решено жёстко и непримиримо бороться с проявлением народной веры и фольклора. Чем церковь и власть впоследствии занимались два столетия.

Приверженцы старого и новых обрядов в этом отношении были едины: народные верования и проявления фольклора требуют немедленного и решительного искоренения! Вот вам и первое существенное отличие старообрядцев от староверов. Надо ли говорить, что государство возглавило борьбу против народности? Об одной из граней этой части нашей истории я писал в статье «Романовы против тотема России».

В этой связи будет интересно упомянуть некоторые эпизоды из жизни таких видных деятелей раскола, как протопоп Аввакум и Иван Неронов. В их Житиях упомянуто о непримиримой борьбе активистов с различными скоморохами, бродячими артистами, странниками, былинниками и другими народными проявлениями. За что неоднократно были биты тем самым народом. Их буквально караулили у церкви, чтобы вразумить посильно...

Известны эпизоды, когда и того, и другого чуть было не утопили в Волге за их отношение к народной вере. И таких эпизодов в Житиях не по одному у каждого. Благо дело, воевода спас, и пришлось им (в современной историографии якобы народным любимцам) бежать в Москву под защиту царя-батюшки. Даже из этих примеров видно, что народ защищал не различные аспекты богослужений, а что-то своё родное, фольклорное.

В. Перов "Никита Пустосвят. Спор о вере".
В. Перов "Никита Пустосвят. Спор о вере".

Прокрустово ложе религиозной Реформации

"В XVII столетии, когда образовался собственно так называемый раскол, как последствие реформ патриарха Никона, кажется, никому не приходило в голову, что в русском народе кроются разнообразные религиозные разногласия. А между тем это было так… Хлыстовщина, например, в это время уже была, и притом давно, и притом не только у нас, но и у западных славян, со времени крещения славянских народов. Так, из Густынской летописи видно, что в 1507 году христовщина и хлыстовщина существовала в Польше и Силезии". Мельников-Печерский, «Письма о расколе», 1862 год.

По большому счёту, эти-то религиозные разногласия и были проявлением старой веры, густо перемешанной с языческими традициями и приправленной яркими личными качествами лидеров разнообразных сект и течений. Читая о разнообразных течениях, сектах, согласиях и общинах, выходящих одна из другой и буквально размножавшихся почкованием, невольно посещает мысль о князе Владимире, принявшем решение о крещении всея Руси.

Он сызмальства знал о смешении верований и лидеров-волхвов, по-своему толкующих и ведущих приход к одному им известной цели. С таким «кто в лес, кто по дрова» единую державу не соберёшь. Недаром князь вознамерился сделать христианство государственной религией Древней Руси. Именно так и следует понимать его действия, поскольку само по себе христианство было представлено в княжествах и до него. Другое дело его методы «убеждения»...

Нечто похожее в XVII веке решился изобразить царь новой династии Алексей Михайлович, остро нуждавшийся в централизации и сосредоточении всей полноты власти в своих руках. Для этого необходимо было сакрализовать царскую персону, вывести её из общего числа подданных, хоть бы и древних боярских родов. Путь к этой цели лежал через призвание греческой (византийской) иерархии.

Царь с ближними боярами
Царь с ближними боярами

Но, учитывая народную нелюбовь ко всему иностранному, к вопросу подошли творчески. Восшествие будущих Романовых на русский престол произошло в условиях сложной военно-политической обстановки. Собственно, патриарх Филарет, отец Михаила Фёдоровича, и приложил свою длань к организации этих сложностей. Но в итоге для его потомства, благодаря малороссийским бандам, всё сложилось хорошо.

Подробнее читайте в статьях: «Кто продал Россию полякам в Смутное время» и «Хроника династии Романовых».

На Земском соборе его сына, малолетнего Михаила, выкрикнули на царство, и не нашлось в разорённой столице силы, готовой поспорить с силой малороссийских оружных людей из числа тех, кто вовремя переметнулся из лагеря «тушинского вора» в стан второго народного ополчения. На кого было опираться худородным Романовым? В числе старой элиты было множество более родовитых семей, мнивших себя более достойными трона.

Поэтому царь приблизил к себе малороссийских выходцев, сделал их своими ближниками и дворянами. Из этих же соображений был сделан выбор и в отношении модели христианства. Сын первого Романова Алексей Михайлович воспитывался в грекофильском духе и принадлежал всё к той же польско-литовской политической партии, что его дед и отец. Неудивительно, что в итоге состоялся перенос киевской транскрипции византийской конфессии.

Что это значит? Возможно, вам будет интересно узнать, что в 1595 году юго-западная Киево-Литовская митрополия (с центром в Киеве) окончательно отпала от православия по условиям Брестской унии. Так было положено начало униатской «Греко-Католической» Киевской митрополии. Поэтому говорить об экспорте греческой модели православия из Киева на всю Россию — значит вводить людей в заблуждение.

Полезно также будет знать, что только в 1685–1686 годах Киевская епархия вместе со всей Киевской митрополией была переведена из состава Константинопольского патриархата в состав Московского, наследовавшего Киево-Московской митрополии (с центром в Москве). Всё время до того Киев был в прямом подчинении Константинополя, со всеми вытекающими богословскими и мировоззренческими установками.

И это далеко не весь список...
И это далеко не весь список...

Уже упоминавшийся в статье Мельников-Печерский, так же как многие другие историки и этнографы, в первую очередь современные, считают, что раскол зародился в кремлёвских покоях Алексея Михайловича и был искусственно внедрён в российское общество. И что же это была за прививка? Священник-единовер Иоанн Миролюбов, оценивая «книжную справу», считает: «Никакого научно обоснованного исправления книг в XVII веке просто не могло быть.

Его и не было. Профессор Киевской духовной академии Дмитриевский установил, что прототипом Никоновского служебника был даже не новогреческий, а украинский служебник епископа Гедеона (Балабана), изданный в 1604 году в Срятине. Иными словами, имело место не «исправление книг», а принятие иной, южнорусской редакции, что было обусловлено не церковными, а политическими нуждами, как они царским двором тогда понимались».

Брошенные зёрна проекта «Москва — Третий Рим», удобренные тщеславием и непомерными амбициями патриарха Никона, вознамерившегося с помощью Алексея Михайловича завоевать Константинополь и добиться возрождения Византийской империи. С помощью и за счёт России. Царь при этом мечтал наследовать престол византийских императоров, а патриарх Никон — титул Вселенского патриарха. Но и это ещё не всё.

Многие историки и теологи считают, что противостояние новой власти с народом было решено погасить с помощью искусственного проведения религиозной Реформации. Создать прослойку между элитой и населением, которая возьмёт на себя всю энергию протеста, как громоотвод. А с точки зрения церкви, перевести конфликтность в церковное поле при полном игнорировании фольклора и народных верований.

Не можешь победить - возглавь!

Продолжение темы читайте в следующей части статьи «Зачем отделили старообрядцев и придумали староверов?».

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.

Главные новости политики в моём сообществе ВКонтакте - Великая Евразия. Присоединяйтесь.

Рекомендую: в издательстве КТК «Галактика» вышла моя новая книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии» .