Добрый субботний день, Друзья! Не так давно я открыла для себя работы талантливого японского художника, одного из последних великих мастеров японского укиё-э в жанре гравюр и живописи. Возможно, кому-то тоже откликнутся его работы и имя Утагава Куниеси прочно войдет в список ваших любимых художников.
Укиё-э — что это?
Укиё-э — это направление в живописи и графике 17–19 вв. в Японии периода Эдо. "Впервые понятие Укиё-э возникло в буддийской философии и означало недолговечность, иллюзорность всего сущего. Искусство этого направления возникло в новой столице Японии." (Источник)
Историческая справка:
Эдо — исторический период с 1603 по 1868 в Японии, когда у власти был клан Токугава. Характеризуется как время установления диктатуры Токугава, одновременно с этим и как переход от эпохи ожесточённых средневековых междоусобиц даймё к полностью контролируемой стране. (Источник)
Времена изменились, и нравы — вслед за ними. Образ жизни и вкусы городского сословия стали формировать новую эстетику и взгляд на те или иные темы. Так, внимание зрителя перешло к более «обыденным», приземленным темам. Теперь изобразительное искусство отражало повседневную жизнь горожан со всеми ее оттенками и нюансами.
Среди новоиспеченных направлений были и изображения красавиц-куртизанок (бидзин-га), и актёров театра кабуки (якуся-э), и даже больших голов (окуби-э). Такой вид печати, как ксилография стал активно развиваться (Один из видов печатной графики, печать с гравированной доски из дерева.)
Сначала гравюры были в основном монохромными, некоторые подкрашивались охрой (тан-э) или зелёной краской (року). Затем, в начале. 1740-х гг. появилась техника печати в 2 цвета – розовый и зелёный (бэнидзури-э). Новая эра в жанре пришла с изобретением Судзуки Харунобу техники многоцветной печати с нескольких досок.
Поздний же период, как это часто бывает, связан с некоторым кризисом: в 1790 вводят цензуру для коммерческой гравюры, а также ограничения в использовании жанров. Тогда-то и работал Утагава Куниёси, картины которого мы рассмотрим в этой статье. Примечательно, что известный многим из нас художник, Кацусика Хокусай, тоже является представителем данного периода в развитии укиё-э.
Примечательно, что от созерцания этих работ возникает некое внутреннее умиротворение. По крайней мере у меня. А как вы ощущаете гравюры выше? Поделиться впечатлениями можно в комментариях!
Утагава Куниеси
Утагава Куниеси (имя от рождения – Есисабуро) родился в 1798 года в семье красильщика шелка Янагия Китиемона. Мальчик помогал отцу в работе в качестве дизайнера рисунков. Возможно, эта роль подмастерья сыграла на руку в будущем развитии творчества художника.
Талант Есисабуро, в будущем – Куниеси, проявился миру в возрасте 12 лет. Тогда он привлек внимание знаменитого мастера печати укиё-э Утагавы Тоекуни и был официально принят в студию Тоекуни. Юноша стал одним из учеников мастера – ему дали имя "Куниеси".
В 1827 году Куниеси получил свой первый крупный заказ за серию "108 героев популярного Суйкодэна ".
Серия стала чрезвычайно популярной в Эдо, и спрос на гравюры Куниеси возрос.
Мышь, превратившаяся в девушку – древняя басня индийского происхождения, которая в средние века распространилась на запад, в Европу, а также на Дальний Восток. История, найденная в Панчатантре, рассказывает о том, как мышь выпадает из клюва хищной птицы и попадает в руки святого человека. Он превращает ее в девочку и воспитывает как свою собственную. В конце концов он ищет для нее крепкого брака, но обнаруживает, что подобное тянется к подобному. Она возвращается в свой первоначальный облик и отправляется жить к мужу в его нору. (Источник)
Историческая принцесса Такияша была дочерью провинциального военачальника Тайра-но Масакадо из Сомы, который пытался основать "Восточный двор" , соревнуясь с императором в Хэйан-ке. Это восстание было подавлено, и он потерпел поражение. После чего был обезглавлен.
После его смерти принцесса Такияша продолжала жить в разрушенной усадьбе клана Сома, бывшей резиденции Масакадо. На этой гравюре изображен мифический эпизод, в котором чиновник императора Мицукуни приходит искать выживших заговорщиков-повстанцев. (Источник)
Интересно, что кошки занимают отдельное место в творчестве Куниеси Утагава:
Позже ввели реформы Тенпо 1841-1843 годов. Они были направлены на смягчение экономического кризиса. Публичная демонстрация роскоши и богатства контролировалась, а изображение куртизанок и актеров в укие-э было официально запрещено.
Вероятно, это оказало некоторое влияние на создание Куниеси карикатурных гравюр или комических картинок (гига). Многие из них иронично критиковали сегунат. Некоторые из них находили отклик среди политически недовольной публики. Художник экспериментировал с композицией, увеличивая визуальные элементы изображения для создания драматического, преувеличенного эффекта.
За свою жизнь Куниеси создал немало иллюстраций, гравюр и сюжетов, цепляющих своей красотой и оригинальностью. Покинул этот мир великий представитель укиё-э в возрасте 63 лет.