В 70-е - 80-е годы в стране был настоящий строительный бум. Стройматериалов не хватало. Поэтому строились не только дома, но и заводы железобетонных изделий, цементные заводы. На одну из таких строек областного значения приехали герои моей сегодняшней истории.
Нина и Виталий с двумя маленькими сыновьями приехали в небольшой уральский город из такого же райцентра в двухстах километрах. Небольшой цементный завод не справлялся с объемами, вот и решено было построить здесь большое предприятие по производству стройматериалов.
Виталия, прораба, отправляли из родного стройуправления сюда в командировки. И начальник СУ из города N переманил его к себе на постоянную работу. Виталий с семьей жили в родном городе в коммуналке. Здесь же сразу дали двухкомнатную квартиру, выделили дефицитное в то время место в детском саду для младшего. Жену, Нину, тоже приняли в это стройуправление на работу в отдел кадров. Правда, только на 1,5 года, пока кадровичка в декретном отпуске.
Городок строился активно - детский сад строили под окном новой квартиры, школу, жилые дома. Ожидался наплыв строителей, которые потом останутся работать на ЖБИ.
Дом стоял на окраине рабочего поселка. Рядом огромное поле, покрытое снегом. Снег, правда, не совсем белый показался. Пока Нина с Виталием расставляли вещи, любовались первой квартирой, дети ушли играть на улицу.
Огромное снежное поле очень их привлекало, ребятишки барахтались в снегу, ползали там. Домой, конечно, вернулись в мокрых штанах. Положили на батарею сушиться. Первое утро в новой квартире принесло не совсем приятный сюрприз - высохшие детские штаны выглядели примерно как в фильме "Джентльмены удачи" - стояли трубочками-штанинами на полу. В кино, правда, их не могли кирпичом разбить, а эти гнулись под руками, оставляя на полу цементную пыль.
Стало понятно, почему снег в поле и весь поселок выглядел немного серым - небольшой цемзавод засорял всю округу. И мебель за неделю покрывалась тонким серым слоем цемента.
В остальном претензий пока не возникло ни у кого. Один ребенок пошел в школу, другой в детский сад. Оба в бассейн стали ходить. А родители включились в работу.
Нина работала в родном городе секретарем в гороно. А работа в отделе кадров была ей совершенно незнакома. И учить было некому. Рутинную работу показывала и помогала делать первое время коллега из соседнего отдела, а во множественных нюансах и отчетах надо было как-то разбираться самой.
И, перечитав все должностные инструкции, КЗОТ, не найдя ответа на нужные вопросы, Нина взялась за телефон. В городе было три крупных предприятия. Вот туда в отделы кадров она и звонила. Один из заводов был недалеко. Туда, собрав непонятные документы, она бегала на консультации. Женщины-кадровички никогда не отказывали в помощи. Первые 2-3 месяца голова шла кругом, ночами снились странные неприятные сны: какие-то бумаги, бумаги, документы. Нина в своих снах все что-то искала, теряла. И просыпалась в расстроенных чувствах.
Текучка на предприятии была большая. Люди ехали со всей области, многие отработав неделю, увольнялись и уезжали. Да был еще контингент рабочих, в народе называемых "химиками". Или осужденные на стройки народного хозяйства. Основной их костяк работали нормально до окончания срока, некоторые женились, здесь и оставались. Но часть тоже работали неделю-две. Потом "раскручивались". Т.е. что-то нарушали, и их отправляли на зону.
В общем, работы у Нины было много. Работа интересная. Так как работали с мужем на одном предприятии, то разговоры у них и дома были только о работе. Она рассказывала, кто устроился и на какой участок отправили. Он жаловался, что ему отправляют "химиков"-балбесов, а хороших "химиков" отправляют на другой участок. Нина ходила к начальнику, добивалась для мужа хороших работников.
Через пару месяцев Нина знала по фамилиям и в лицо почти четыреста человек. Знакомые с мужем у них одни, заботы рабочие похожи, и беседы домашние крутились вокруг стройки. О детях не забывали тоже, конечно.
Но Нина думала, что вот отработает эти полтора года и никогда больше с мужем вместе работать не будет. Уже и не совсем понятно, где у них дела семейные, а где производственные.
Как-то раз один из вновь прибывших осужденных попросил у неё три рубля до аванса. Аванс им давали после того, как неделю отработают. Но у некоторых не на что было еды купить. Нина дала. Парень через неделю вернул. А в кабинете у неё теперь как только привезут новую партию работников очередь - кому рубль, кому три. Нина завела список. Отдавали все. Иногда они работали меньше недели."Раскручивались". Тогда через более продолжительное время кто-нибудь передавал: "Это Иванов отдал десятку. Он вам должен и секретарше. Вы поделите." Если долго не передавали, то Нина спрашивала у его приятелей. И долг возвращался.
Только один раз пропала пятерка. И не только у неё, у всех конторских. Привезли молодого милого человека. Он рассказывал (как потом Нина узнала всем в конторе), что родом он вот совсем близко, с закрытого города. И может привезти оттуда кетчуп, сгущенку, консервы дефицитные. Вот баночку в бухгалтерию привез. А сейчас ему женщины соберут денег, и он в выходной смотается по-тихому к родственникам. Всем все купит. Нина потом узнала, что денег дамы ему и по десять рублей, и больше дали. Но вот чувство, что ничего он не привезет, её не отпускало. Пять рублей она ему дала на сгущенку и кетчуп. Потом со вздохом говорила: "Я всегда чувствую, когда меня обманывают. Но при этом позволяю себя обмануть".
Молодой человек, собрав деньги, ушел "в бега". А когда по привычке Нина сказала о долге их "шефу", тот ответил, пожав плечами: "У него же статья за мошенничество". Видимо, ему можно долги не отдавать. Так-то он и не в долг просил.
У мужа тоже произошла забавная история. Он строил детский сад. Как писала выше, детсад рядом с их домом. Остались отделочные работы. И вот тут застопорилось. Работа двигалась медленно. Начальство ругалось. Муж по несколько раз в день приходил инспектировать. И наконец узнал причину медленной работы.
"Я прихожу, девчонки штукатурки все работают. Все нормально. Ушел. Вечером прихожу - почти ничего не сдвинулось. А они работают. А сегодня на обед пришел домой. Подошел к окну (четвертый этаж), смотрю, а они лежат все на крыше, загорают. В купальниках! С крыши им издалека меня видно. Увидят, что иду, оденутся и за работу."
Детский сад построили в срок. Нина через полтора года стала работать там воспитателем. Об этом в следующий раз будет рассказ.
А вы работали со своей половинкой вместе? Как вы думаете, это хорошо или не очень иметь одинаковые заботы и дома, и на работе?