Сегодня про блокировку «YouTube» в России не слышал только ленивый.
Со второй половины июля 2024 года в России стали официально замедлять «YouTube».
Давайте для начала разберёмся, как оценивают блокировку «YouTube» в правительстве и среди общества:
Депутата Госдумы Александр Хинштейн:
«Дальнейшая судьба «YouTube» в России зависит исключительно от него самого. Если администрация ресурса не изменит свою политику и не начнёт соблюдать наши законы, ничего хорошего его здесь не ждёт. Тем более что альтернативные площадки развиваются сейчас более чем активно».
Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин:
«Замедление «YouTube» вследствие деградации кэширующего оборудования не повлияет на стабильность работы мобильной системы «Android» и других сервисов «Google» в России. Такая угроза могла бы теоретически возникнуть только в результате принудительной блокировки видеохостинга, но такой сценарий не рассматривается, потому что есть важное принципиальное условие - ответные меры не должны причинять вред нашим гражданам. А по «YouTube» выход, по сути, сегодня один: «Google» должен вернуться в Россию официально, чтобы обслуживать своё оборудование, заплатить штрафы, вновь открыть представительство, соблюдать в российском сегменте местное законодательство».
Депутат Госдумы Денис Парфенов отмечает, что он также находится под санкциями недружественных стран и его аккаунт на «YouTube» был удалён. Но депутат всё равно считает, что замедление видеохостинга «не в полной мере отвечает запросам общества». Большинство (85%) россиян выступают против блокировки. Депутат говорит, что за годы своей работы платформа собрала большое количество обучающих и развивающих видео. Но информационная политика «YouTube» действительно вызывает ряд серьёзных вопросов. Российские аналоги не так популярны, не имеют такого разнообразия контента, а также уступают по функционалу.
Депутат Госдумы Нина Останина сравнила блокировку и запрет «YouTube» в России с закрытым окном в 21 веке; большинство россиян выступают против блокировки площадки и не хотят жить в информационном вакууме; людям больше интересен познавательный контент, а не антироссийская пропаганда. Она резюмировала, что власть вместо открытой и честной борьбы с антироссийскими каналами, предпочитает привычно «тащить и не пущать». Вместо привычной и удобной площадки сейчас россиянам предлагают уйти на отечественный «Rutube». Несмотря на то, что сама идея перехода на российскую площадку довольно хороша, сам «Rutube» сейчас никак не похож на американский «YouTube» с его разнообразием контента. Также депутат обратила внимание, что и на «Rutube» могут вводиться блокировки неугодных.
IT-эксперт и ведущий канала «PRO Hi-Tech» Илья Корнейчук:
«У «YouTube» нет альтернатив, поэтому запасных путей отхода у блогеров тоже нет. Мы присутствуем на российских площадках типа «VK Видео» и «RuTube» более 10 лет, но там наши видео никто не смотрит У нас в России нет ничего подобного «YouTube» и не будет даже в случае блокировки. Если депутаты вместе с Роскомнадзором надавят на «VK Видео», чего они не делают, в стране появится достойный аналог. Я думаю, что с блокировкой «YouTubе» профессиональный видеоблогинг будет уничтожен. Я считаю, что русскоязычный контент входит в топ-3 в мире. Если мы не сможем работать на этом видеохостинге, зарабатывать, то останутся любители, а профессионалы пойдут работать куда-то ещё, потому что у всех семьи. Есть политические блогеры, которых заблокировали на «YouTube», им пришлось уйти на другие площадки. Но тут нюанс: аудитория пошла за ними, потому что изначально была погружена в политическую повестку. Но аполитичная аудитория так не сделает».
Руководитель направления digital телеканала «360» Олег Городничий:
«Эти соцсети должны исчезнуть, чтобы российский пользователь пошёл в наши соцсети. И только тогда всё полетит. Монетизация вырастет, органические просмотры пойдут, рекламодатель постучится».
Популярный видеоблогер Wylsacom (Валентин Петухов) утверждает, что в случае блокировки его блог перейдёт на отечественные платформы, такие как «VK Видео». При этом те вопросы, которые ставятся перед YouTube, блокировкой не решатся:
«Я не сторонник однозначного и сурового решения о блокировке. Мне кажется, это окажет пагубное действие».
Ведущий youtube-канала «Pro Hi-Tech», эксперт по гаджетам Илья Корнейчук:
«Я не одобряю позицию «YouTube» по блокировке российских авторов, это серьёзный удар по свободе слова. Но не считаю, что блокировка – адекватный ответ, ведь «YouTube» заблокировал около 200 наших каналов. Блокировка с нашей стороны означает, что мы сами заблокируем оставшиеся тысячи каналов».
Что касается простого народа, то среди них большинство против блокировки «YouTube».
Руководитель отдела социальных сетей телеканала «360» Юлия Андреева:
«Когда «Googlе» убрал монетизацию «YouTube» для российских блогеров, предполагалось, что они вместе с аудиторией перекочуют на другие площадки, но всё пошло не совсем по плану. Да, блогеры пошли на отечественные площадки, но есть и те каналы, которые вышли из положения перестройкой работы с прямыми рекламодателями. Доходы на «YouTube» упали, но аудитория осталась. В этот раз будет примерно то же самое: кто-то перейдёт в другие соцсети, кто-то продолжит свою деятельность в режиме замедления. Точно можно сказать, что блокировка иностранного видеохостинга простимулирует разработчиков российских площадок к развитию. Битва за пользователя между российскими площадками начнётся всерьёз. «YouTube» по комфортности смотрения был впереди всех, планка высокая».
Блокировать нельзя оставить
Руководитель редакции сайта 360.ru Евгений Дабижа:
«Есть ощущение, что заявление Хинштейна адресовано не только «YouTube», но и отечественным площадкам. Некоторые из них существуют не один десяток лет. Однако русского «YouTube» у нас так и не появилось — а пора. Не может такого быть, чтобы на родине «VK» и «Telegram» чего-то вообще не могли».
Мнение автора статьи:
Я думаю, что вся проблема даже не в том, что российские видеоплатформы предоставляют мало разнообразия видеоконтента, но и в том, что они не обладают ничем уникальным, кроме некоторых авторов. Об этом утверждают и российские СМИ. Давайте вспомним то, что появилось в 2000-х годах и сравним опыт развития. Итак, в 2004 году появилась социальная сеть «Facebook»*, а «ВКонтакте» появился в 2006 году. Обе социальные сети похожи друг на друга, но почему в России популярностью пользуется именно «ВКонтакте», не «Facebook»*? Всё очень просто. «ВКонтакте» имел те возможности, которых не было у «Facebook»*, а именно слушать музыку, загружать и просматривать порнографические материалы (извините за откровенность), загружать разные файлы и использовать файлы других пользователей, писать статьи в заметках, искать понравившиеся товары в разделе «Мои желания». Что не так с «Rutube», учитывая, что он всего лишь на один год младше «YouTube»? Да, в том, что у «Rutube» нет уникальных возможностей перед своим главным конкурентом. Не знаю почему, но вместо того, чтобы модернизировать «Rutube» или создать достойный видеохостинг с теми возможности, которые на «YouTube» ещё не появились, российские программисты просто создают очередные копии «YouTube», такие как «Digiboo», «Матрёшка», «Nuum» и «Платформа», которые абсолютно ничего нового не предлагают, а по функционалу они даже хуже «Rutube» и посещаемость там почти нулевая.
У аналогов «Instagram»* ситуация чуточку получше. Такие аналоги как «Россграм», «Now» и «QR'ME» появившиеся после блокировки «Instagram»* полностью копируют все необходимые функции и не требуют того же контента, который есть только в «Instagram»*, но оставляют желать лучшего. Мне в этом плане нравится «LOOKY», который имеет два основных уникальных преимущества, которых нет в «Instgram»* - это прикрепление ссылки к постам и сортировка публикаций по папкам, а как приятный бонус - длительность загружаемого видео до 10 минут в отличии от других аналогов «Instagram»*.
Интересно, что в 2015 году в России выпустили собственный «Instagram»* под названием «Snapster» как продукт от социальной сети «ВКонтакте», но поскольку необходимости в нём не было, проект закрыли в сентябре 2017 года. Такая история произошла с российским магазином android-приложений «Яндекс.Store», который появился в 2013 году, а закрыт в 2020 году.
Если бы я создавал свой «YouTube», то добавил бы туда такие функции как:
- выравнивание громкости, чтобы тихие звуки (такие как шёпот) звучали громче, а громкие звуки (такие как взрыв и крик) звучали тише;
- возможность добавить к одному видео несколько аудиодорожек;
- карта мира с пометками, где снято то или иное видео;
- образовательный раздел с видеокурсами, доступными как бесплатно, так и по ежемесячной подписке по цене как в онлайн-кинотеатре. Не просто образовательные видео, а именно как курсы;
- прикрепление к видео дополнительных материалов, например, файлы презентации, музыки, книг, программ. В принципе такая возможность есть в «ВКонтакте» при редактировании видео;
- возможности для изучения иностранного языка. Например, сделать нарезку из видео, где произносится то или иное слово или предложение. Также создать раздел для языкового обмена, куда будут попадать нарезки из видео, а также аудиосообщения от пользователей платформы, что-то среднее между «HelloTalk» и разделом «Сообщество» у youtube-каналов.
Цензура от «YouTube»
Цензура на платформе была и до 2022 года, но минимальной и редкой. С начала специальной военной операции «YouTube» стал удалять каналы политической тематики с пророссийской направленностью, но политика - не единственная тематика для блокировки. Ниже приведены примеры с блокировка youtube-каналов, не относящихся к политическим.
Канал «Эмпатия Манучи» из-за санкций ЕС.
Канал Московской биржи.
Канал олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике Нагорного.
Канал компании «Аскон» — разработчика программы для трёхмерного моделирования «Компас 3D».
Удаление любого аккаунта за песню «Русский мир» Олега Газманова в аудиодорожке видео.
Канал главного танкового завода.
Канал русского радио.
Каналы медиагруппы «Красный квадрат» из-за санкций.
Канал «Ростех».
Каналы иностранных блогеров с положительным мнением о России.
Каналы региональных российских СМИ.
Канал «В Рейтинге» с трейлерами киноновинок на русском языке из-за жалобы «Warner Brothers» по причине нарушения авторских прав.
Кого продвигает «YouTube?
Любое СМИ кем-то оплачивается и независимых СМИ не существует. Вот интересный факт: многие оппозиционные политические каналы на русском языке, которые попадают в тренды «YouTube» финансируются Агентством США по глобальным медиа. Подробнее об этом можно прочитать в «Википедии».
Что касается самого «Google», который владеет «YouTube», то он, также как «Facebook»* находится не только в руках частных лиц, но и подчиняется таким ведомствам, как ЦРУ и Пентагон. Более того, ЦРУ участвовало в создании «Google». Об этом пишет британский журналист Нафиз Ахмед в своём расследовании «Как ЦРУ создало Google». Не забывайте, что есть вторая часть расследования «Почему Google создал АНБ». Обе статьи на английском языке, но вы можете при помощи онлайн-переводчика прочитать их на русском.
* «Facebook» и «Instagram» - признаны экстремистскими и запрещены в России.