Найти тему

Любовная зависимость или когда любить - это больно

Несмотря на то, что в названии присутствует слово «любовь», любовью это не является. 

Любовная зависимость является такой же зависимостью, как и никотиновая, алкогольная, игровая или наркотическая. 

Для такой зависимости характерно:

- чрезмерная привязанность и фиксация на другом человеке (много времени уделяется объекту влюбленности, все мысли только о ней/нем, зависимый может насильно заставлять другого человека проводить с ним время и тд);

- отсутствие критического восприятия к самому себе (зависимому кажется, что в его поведение нет ничего необычного);

- отсутствие своих увлечений, желаний, смысла жизни и вообще своей жизни без другого человека (зависимый забывает о себе, о своих потребностях, о друзьях и о семье);

- психический инфантилизм (несовпадение возраста паспортного и психологического; взрослые люди в своем поведении демонстрируют нетипичные для их возраста детские черты – обидчивость, импульсивность, безответственность);

- низкая самооценка;

- потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других;

- тревога и страх потерять партнера («я без него/нее не могу, не проживу», «только он/она мне нужен»);

- чрезмерная ревность к партнеру.

Попробуем разобраться в причинах любовной зависимости.

Любовная зависимость закладывается в отношениях между ребенком и матерью в детстве 👩 👧 

— у младенца после рождения продолжает существовать сильная связь с мамой [слитые взаимоотношения], физически ребенок уже родился, а психологически - нет [т.к. первоначально у ребенка нет независимого чувства себя, есть только “слитность” с мамой].

Отделение от мамы, ощущение того, что младенец отдельный (от мамы) человек, возникает постепенно в течение первых 18 месяцев жизни. 

Причиной формирования зависимой личности является незавершенность этой стадии отделения от мамы, когда ребенок не устанавливает психологическую автономию, необходимую для развития собственного “Я” [отдельного от мамы]. 

В исследованиях М.Малер было установлено, что у людей, которые в возрасте 2-3 лет успешно завершают эту стадию — существует целостное внутреннее ощущение себя и четкое представление о себе.

Ощущение себя, своего Я, позволяет полагаться на свою внутреннюю силу, брать ответственность за свое поведение, а не ожидать, что кто-то будет управлять тобой. 

— такие люди способны быть в близких отношениях, не теряя при этом себя 🫂

Для успешного развития психологической автономии ребенка необходимо, чтобы психологической автономией обладали и родители, которые должны принимать ребенка [безусловно любить], его собственное Я. 

— перед родителями стоит сложная задача - им нужно принимать и выдерживать любые эмоции и чувства ребенка [в целом его внутренний мир], не подавляя их.

В случае, если родители не способны принимать своего ребенка (в том числе проявления его отделения) — он остается в состоянии хронической неудовлетворенности в принятии себя, своего Я и будет вынужден всю жизнь безуспешно пытаться отыскать это ощущение, навязчиво “цепляясь” за другого человека.