«Уйми ты, Мать Сыра Землица, навет и козни силы зла, чтоб той вовек не веселиться, ей спутай чёрные дела!» — Так слали все заклятье жнивам, чтоб не селился Враг Людской, да не вредил зерну с наливом, тревожа зреющий покой.
Искали стебель «житной матки» — на нём двенадцать колосков — те зёрна первыми к посадке шли по обычаям веков. К столу был нынче хлеб ячменный — душистый, словно на показ, что с луком ели непременно, разлив по кружкам пенный квас.
В православном календаре Предпразднество Преображения Господня, день памяти священномученика Евсигния Антиохийского. Успенский пост.
В народном календаре (5 августа по старому стилю) - Евстигней, Евстигнея день, Житник, Декабрьский погодоуказчик.
Каков Евстигней, таков и декабрь будет.
Крестьяне убирали лук, он же еще должен был высохнуть . Из лука плели красивые связки-косы, которые развешивали по всему дому, очищая таким образом воздух.
Сегодня было принято есть сырой лук с хлебом, солью и квасом, чтобы быть здоровыми.
В северных областях заканчивалась жатва. Время не упускали, потому что осень была уже совсем близко и ценили каждый день. "Одной рукой жали, а второй - сеяли озимые".
Бабы жнут, а мужики озимые сеют.
Работали все молча, между собой не разговаривали, и тем более, не ругались. Песни пели только когда шли в поле или возвращались домой. Соблюдали ряд традиционных правил и ритуалов. Например, знали, что свои колоски нельзя в чужой сноп класть, иначе может заболеть поясница. Или скотина зимой захворает.
Во время жатвы заклинали нечистую, чтобы не поселилась. Вполе приходили - кланялись на все четыре стороны и просили, чтобы на следующий год хлеб уродился. На выжатой полосе не завтракали и не обедали, иначе хлеб уродится редким.
Мать сыра-земля! Уйми ты всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела. Мать сыра-земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую. Мать сыра-земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со ненастью. Мать сыра-земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со метелями.
А после выливали на землю конопляное масло. Так задабривали Евстигнея, который был очень суровым.
В поле старались найти "житную матку" - на одном стебле самое большое число колосьев. Та женщина, которая скорее находила двенадцать колосков и оказывалась самой счастливой и удачливой.
Колоски приносили в дом и ставили в передний угол. По весне делили на всю деревню зернышки и с них сев на счастье начинали.
Старухи вставали рано утром и зачинали квашню.
Матушка, свет дупляная кормилица, пособи, потрудись, скоро поднимись.
Сегодня полагалось испечь хлеб из первого намолота. Пекли постные хлебцы для домочадцев, а для тех, кто немощный был - сдобные на сливочном масле.
Все готовились к Яблочному Спасу. Делали дела, убирали в доме, мылись в бане.
Частые грозы - к долгой осени. Эхо вдалеке слышно - к жаре. Облака плывут так низко, что цепляются за ветви деревьев - к скорому дождю.
У рожденных в этот день настроение меняется в зависимости от погоды: тихая – они уравновешенны, бушует – и они нервничают.
Именины у Ивана, Евдокии, Кристины, Марии, Нонны, Дарьи, Ефима.
Берегите себя и своих родных, и всего вам хорошего. Благодарю вас за то, что вы со мной. Обнимаю и до новых встреч! Желаю вам спокойного, солнечного и доброго августа! Хорошего урожая, вкусных грибов и ягод и счастливых и благодатных Спасов!
Источники: В. Костюк. «Народный календарь Руси. Маленькая энциклопедия в стихах», А. Некрылова "Русский традиционный календарь", И. Полуянов "Деревенские святцы", Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым, Русский народ. Этнографическая энциклопедия.