Итак, продолжаем разговор о книгах, которые незаслуженно попали на полку истории, и которых надо попробовать оттуда извлечь.
Герберт Франке «Клетка для орхидеи»
Герберт Франке – немецкий писатель. Родился 14 мая 1927 года в Вене, а умер всего два года назад – в 2022 ом.
По образованию физик, математик – что, кстати, довольно типично для авторов научной фантастики (кстати, интересная закономерность – физики и математики уходят в будущее и научную фантастику, а выпускники исторических и филологических факультетов – в прошлое. Фэнтези и исторические романы. Конечно, есть исключения – Льюис Кэрролл, например. Но все же).
Основное направление его творчества – антиутопии. Здесь есть и тоталитарные режимы в стиле Оруэлла и Замятина, и общество потребления, как «О дивный новый мир». Хотя как мне кажется, в последнем он превзошел своего более знаменитого коллегу. Я говорю именно о «Клетке для орхидеи».
Здесь идея общества потребления, изображенная в «Квоте или сторонниках изобилия», как неоднозначная тема, доведена до максимальной точки. Все. Дальше идти просто некуда.
Итак, сюжет. С Земли на пустынную неизвестную планету прилетают четверо – трое молодых людей и девушка. Их цель – найти на планете признаки жизни. Что важно, это не исследование, а просто развлечение. Квест. По крайней мере для двоих участников.
Постепенно они понимают, что на планете жизнь когда-то была. И были жители, похожие на землян. Но куда они подевались?
Некоторые сравнивают концепцию этого фильма с «Матрицей». Не смотрела, но, насколько я понимаю, в «Матрице» было противостояние людей и машин. Здесь же машины делают все, что делают ради…заботы о людях. Как эдакие гипер-гиперопекающие родители. Смысл своего существования они видят в том, чтобы удовлетворять все потребности своих кожаных подопечных, помогать получать удовольствие и защищать любой ценой от малейшей угрозы.
Результат – превращение человечества…в растения. Существ, не самостоятельнее тепличной орхидеи.
Для жителей этой планеты поворот назад уже невозможен. «Точка невозврата» давно пройдена. А для нас?
Айзек Азимов «Профессия»
Тоже повесть о мире будущего.
Скажите, кто-нибудь из вас, сидя вечерами за уроками, мечтал о какой-нибудь таблетке – съел или выпил, и все знания в голове?
О таких «обучающих пилюлях» мечтают уже давно. И этот рассказ – один из вариаций.
Только здесь вместо пилюль – машины. Капсулы, в которые люди помещаются два раза в жизни – в восемь лет и в восемнадцать. В восемь лет машины научат вас читать в «День чтения», а в восемнадцать – в «День образования» даст профессиональные знания и право работать в любой области.
Ну как в любой…В этом и кроется подвох. Решаешь не ты – решает машина. И если ты хочешь стать программистом, а машина решит, что ты повар – ничего тебе с этим не поделать.
Еще в процессе чтения я задалась вопросом – ну хорошо, можно загнать в голову знания о программировании, знания о цветных металлах, знания энтомолога, биолога, астронома, химика, образование повара. Но как машина может создать драматурга, сценариста, писателя, художника? Хотя архитекторы, как ни странно, тоже в списке.
Но как эти люди смогут придумывать что-то и расширять границы своей науки? И даже повар. Хорошо, он выучит все рецепты, которые когда-либо существовали, но сможет ли он придумать хотя бы один собственный? А если профессия не понравится и захочешь сменить? Что в нашей реальности существует сплошь и рядом.
Как оказалось, это был спойлер главной идеи рассказа….
Главный герой Джордж мечтал стать программистом. Но в отличие от остальных не просто мечтал, но и читал некоторые книги по программированию!
Кстати, о книгах. Обучение по книгам не запрещено, но кажется вторичным и бессмысленным. «Черпать знания по крупицам!». Прочитал – не понял, еще раз прочитал – опять не понял, пошел читать другое, объясняющее то, что ты не понял.
Это долгий и трудный процесс – особенно в сравнении с пятиминутным машинным обучением. Но всегда ли легко – значит лучше?
Б. Келлерман «Братья Шелленберг»
От будущего предлагаю прогуляться в прошлое. К еще одной книге, попавшей мне в руки случайно.
Немецкий писатель Бернхард Келлерман изобразил свою страну, пытающуюся восстановиться после поражения в Первой мировой. Страна в разрухе. Безработица, голод. В общем, все «прелести» экономического кризиса.
В центре судьба двух братьев. Формально – «хорошего» и «плохого», на деле – просто разных.
Михаэль – идеалист, утопист. Строит коммуну, которую называет «Новой Германией», и мечтает о светлом будущем. Да, можно понять, что он коммунист.
Второй брат Венцель – бизнесмен. Его главная цель, по его словам – «стать тем, кто нажимает на кнопку».
Сам он долгое время был тем, кто прибегает по вызову этой самой кнопки. Однако если Михаэль мечтает о мире всеобщего равенства, то Венцель лишь хочет занять место того, кого ненавидел.
«Будь я египетским фараоном, я сказал бы себе: все равно сколько и как я проживу, в своей пирамиде я буду жить вечно. Но передо мной нет вечности. Когда я умру, кончится все. Я не так высокомерен, чтобы верить в вечную жизнь. Пятьдесят, шестьдесят лет – и за это время нужно все успеть. Все нынче думают так, более или менее сознательно. Отсюда наша торопливость – скорые поезда, пароходы-экспрессы, аэропланы. Но чтобы заполнить эти пятьдесят, шестьдесят лет, заполнить до краев, мне нужны деньги, деньги!»
Лично я после этой книги отчасти поняла, почему в реальной Германии пришли к власти нацисты. И нет, не из-за наших главных героев – повторюсь, даже Венцель не злодей.
Ну, наверное, на сегодня хватит…
Полная девушка осторожно заходит в дверь. Она явно хочет, чтобы о ней рассказали.
Или не хочет? Не поймешь ее.
А, это ты Помм? Слушай, давай ты у меня пойдешь в другую подборку? А то у меня тут глобальные вопросы, будущее, общество потребления, экономические кризисы…Давай тебя в следующий раз?
Помм не возражает. Если бы она еще умела возражать.