Возлюби ближнего своего? Как?
И в Библии есть тёмные места...
34. А фарисеи, узнав, что Он посрамил саддукеев, собрались вокруг Него,
35. и один из них, законник, испытывая Его, спросил:
36. Учитель! Какая заповедь в законе самая главная?
37. Он же сказал ему: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумом своим.
38. Это главнейшая и первая заповедь.
39. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего своего как самого себя.
40. На этих двух заповедях утверждаются и весь закон, и писания пророков.
41. А обступивших Его фарисеев Иисус спросил:
42. что вы думаете о Христе? Чей Он Сын? Они отвечают Ему: Давида.
43. Тогда Он говорит им: почему же Давид по вдохновению свыше называет Его Господом, говоря:
44. сказал Господь Господу моему: сиди одесную от Меня, доколе не положу врагов Твоих у подножия ног Твоих? .
45. Итак, если Давид называет Его Господом, почему же Он сын Ему?
46. Никто ни слова не мог сказать Ему в ответ; и с того времени никто уже не дерзал спрашивать Его*
(Св. Евангелие от Матфея 22:34-46).
Значит, в соответствии со словами Иисуса, в передачи их Матфеем, есть три различных источника или формы (вида) любви:
1) - любовь от сердца;
2) - любовь от души;
3) - любовь от разума.
Этими тремя способами, видами любви и должен последователь (ученик) Иисуса возлюбить Господа Бога.
Естественно, что Матфей не всё понял адекватно, а просто записал то, что как ему показалось он услышал. И он не уточнил у Учителя, а чем конкретно различаются эти формы (виды) любви.
И как-то этот вопрос впоследствии для всех читающих Библию не казался вопросом, а принимался на веру очевидным.
Но для высоких духовных основателей Христианства и их последователей различие видов (форм), способов любви к Богу не должно быть безразличным. Они же комментировали, разбирали , обсуждали, трактовали и интерпретировали массу других гораздо менее существенных проблемных утверждений в Новом Завете.
Эта триединая любовь к Господу Богу охарактеризована в Библии как самая главная, первая (!) заповедь! Но без разъяснений сути различных видов и форм "любви" и их отличий.
Чем "любовь сердца" отличается от "любви души" или "разума"?
Как этому научиться и следовать?
Или тогда (да и сейчас) для всех было абсолютно очевидно (т.е. без всякого понимания) о чём идёт речь и что это такое есть на "самом деле"?
Сильно сомневаюсь в этом...
Вторая "главная" заповедь состояла в призыве: "Возлюби ближнего своего как самого себя."
Очевидно, что также посредством различных средств: сердца, души и разума.
В этом утверждении принимается как само-собой разумеющееся и естественное, понятное - наличие изначальной и безусловной любви человека к самому себе!
А если задуматься?
Каким образом человек "любит самого себя"?
Начать нужно с понимания, а что собственно отражает это часто используемое слово "любовь"?
Как это "любить самого себя"? Своим сердцем, своей душой и своим разумом?
Итак, мы имеем объект, под названием "Бог".
Субъект, под названием "человек".
И ряд других объектов, которые признаются "ближними" к рассматриваемому человеку.
Мы имеем, также, как само-собой разумеющуюся, некую "любовь", носителем которой выступают три сущности человека: сердце, душа и разум.
Далее идут утверждения по взаимоотношениям этих предметов друг к другу.
Кто-кого и как должен "возлюбить"! А что это такое не объясняется. Мол и так всем понятно... А вот мне непонятно.
Само-собой разумеющимся считается, также, безусловная "любовь" человека к самому себе. Это принимается как нечто высшее в возможном отношении к чему-либо.
Признаётся, как аксиома, что человек больше всего на свете априори должен любить самого себя! И это своё высшее чувство он должен, согласно второй главной заповеди, распространить на всех, кто считается его ближнем!
Кстати, а кого именно и конкретно человек должен считать своим "ближнем"?
Ведь в Библии в данной заповеди не говорится просто о человеке, о людях, а подчёркивается, что твоё отношение и твоя любовь к себе должна распространиться только на "ближнего"!
А не вообще на людей!
Значит есть и "не ближние" люди? А как их различать?
Каковы критерии отнесения того или иного человека к своему "ближнему" или "дальнему"?
По пространственному расположению?
Или по совместному проживанию на одной территории? Квартире?
Или по общей работе?
Или по общим мыслям?
Или по общим интересам?
Или по "друзьям" в Интернете...?
И никто не поинтересовался по этой недоговорённости в Книге книг?
"Никто ни слова не мог сказать Ему в ответ; и с того времени никто уже не дерзал спрашивать Его. (46).
С тех пор прошло много лет. Более 2-х тысяч...
И люди много чего узнали про себя. И в книгах описаны различные варианты "любви" и "нелюбви" и даже ненависти человека к себе любимому...
Если бы человек абсолютно "любил" себя, то он бы не стал никогда убивать себя... Не так ли?
И был бы, наверняка, просто счастлив в свой любви к себе!
Но... Он "дурак" чего-то переживает, рефлексирует, задумывается о смысле своей жизни... Явно не блаженный - идеал для попадания на Небеса... "Воз и ныне там..."
Что есть "любовь" и каковы её источники и носители до сих пор не известно в полной мере современной науке!
И у каждого верующего своя "любовь" к Господу Богу, и своя "любовь" к себе и, тем более, своя индивидуальная и личная "любовь" к своим "ближним".
Человек в праве сам решать, кто ему "ближний", а кто "дальний"?! И весьма этим пользуется. Отсюда возникают всяческие национализмы и фашизмы...
А как относиться к "дальнему" в Библии ничего не сказано...
Хотя... "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35. - ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36. - И враги человеку - домашние его."
"И снова про любовь!" http://www.proza.ru/2019/02/23/2020
"В начале было..." http://www.proza.ru/2020/01/24/1102