Знать просто историю создания Исаакиевского собора, на мой взгляд, недостаточно. Ведь это не только архитектурный шедевр, это еще и храм.
Когда я впервые попала в этот собор, первое впечатление – это нереально! Нереально в том смысле, что создать такое человеку не под силу. Но я не верю во все эти сказки, что собор построили инопланетяне или какая-то древняя таинственная нация (ходят такие истории в интернете).
Когда читаешь о том, как это строили, кто участвовал в создании Исаакиевского собора, то понимаешь, что это действительно результат человеческой мысли и труда.
Сегодня тема будет – живопись в соборе
Даже не столько о живописи, сколько о том, что означает то, что изображено на стенах, куполе собора.
Представьте только - Исаакиевский собор украшают 103 настенные росписи и 52 картины на холсте!
Проект оформления был согласован с Святейшем Синодом и утвержден императором Николаем I.
В западной части представлены темы Ветхого Заветы, в восточной – Евангелия. Пока на этой краткой информации остановлюсь, потому что основной будет тема – Плафон главного купола.
Покажу его с разных сторон. На первой фотографии виден Витражный образ Воскресшего Христа за Царскими вратами главного алтаря
Каждый раз, бывая в соборе я, закинув голову, рассматриваю главный плафон. Это не только произведение искусства, это что-то такое, что вызывает тебе какие-то чувства… не знаю, как правильно сказать. Наверное, и не надо, расскажу только о том, кто его создал.
Сначала размеры плафона - это целых 816 м². В центре молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом.
Всё внимание на плафон - фото с другого ракурса.
Рядом с ними святые покровители дома Романовых. Небесные покровители членов царской семьи: святая равноапостольная Мария Магдалина, святой великомученик Георгий Победоносец, святитель Николай Чудотворец, благоверный великий князь Александр Невский.
Это первоначальная композиция плафона центрального купола Исаакиевского собора работы Карла Павловича Брюллова. «Богоматерь во славе в окружении святых» 1840-е, её размеры 119×119 см. и находится она в Русском музее (Петербург).
Кстати, в Государственном Русском музее хранятся эскизы и картоны известных мастеров, созданные для украшения интерьеров Исаакиевского собора.
Создал эту красоту Карл Брюллов
Он работал 4 года в соборе, который еще не был окончательно достроен и местная промозглость, сырость не пощадила даже такого таланта как Брюллов.
Окончательно подорвав здоровье за работой, он вынужден был отправиться на лечение в солнечную Италию, как ему рекомендовали врачи. Но помочь ему уже не смогли, художник скончался в возрасте 52 лет. Похоронен он в Риме на Некатолическом кладбище в Тестаччо.
Кстати, заказ Брюллову на роспись поступал дважды.
Первый раз художник отказался внести правки в эскизы и Монферан, который был архитектором проекта, добился отказа заказа. Но, к счастью, композитор Алексей Федорович Львов директор Придворной певческой капеллы, который, к слову сказать, является автором музыки «Боже, Царя храни!» и граф Михаил Виельгорский – композитор-любитель сумели сделать так, чтобы Брюллову вернули заказ. Сделали они это с помощью великих княжон Елены Павловны и Марии Николаевны.
Но и дальше было не всё так гладко в работе над этим плафоном. И самому Брюллову не нравилось то, что он делал, иначе как объяснить тот факт, что он переделывал 40 раз эскизы?
Да и император Николай I отказывался согласовывать эскизы 22 раза! Вот и посчитайте, сколько раз художнику приходилось переделывать свою работу.
Надо сказать, что Брюллов был под впечатлением росписей Микеланджело, поэтому его целью было создать такой шедевр, который бы не уступал работе итальянца. И, на мой взгляд, это ему удалось!
Как я уже сказала, он не успел закончить роспись плафона. После его смерти начатое Брюлловым продолжил Петр Басин, который был другом художника по Академии.
Это он написал фоны, фигуры апостолов, евангелистов.
Отдельно хочу рассказать о серебряном голубе в центре купола, который парит на высоте 86,5 метров. Это нам он кажется маленьким, а на самом деле его размер, размах крыльев, составляет 206 см. Скульптура голубя выполнена из меди и покрыта серебром.
Он символизирует Святой Дух, в экспозиции голубь является точкой притяжения, обретая смысл.
В христианском искусстве белый голубь стал символом главной из душ — Святого Духа, благодаря новозаветным словам Иоанна Крестителя, описывающим сцену его явления во время Крещения Христова:
Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего в Нем (Ин. 1:32).
В 536 году Константинопольский Собор официально провозгласил птицу символом Святого Духа.
Скульптуру голубя изготовил Иван Дылёв в 1850 году методом гальванопластики.
Скульптор Тимофей Дылёв родом из селя Ярославской губернии. Еще один крепостной крестьянин, который благодаря своему таланту, стал известным мастером, основателем собственной династии.
Село Давыдково, откуда он был родом славилось в те времена лепным промыслом. Тимофей Дылёв взяв четверых сыновей (Ивана, Петра, Полуэкта, Александра), отправился на заработки в Петербург. Уже в Петербурге они научились у итальянских скульпторов методикам формовки.
Тимофей Дылёв сотрудничал с академиком и профессором Императорской Академии художеств Иваном Петровичем Витали (Джованни Витали) - русским скульптором итальянского происхождения, который помог ему получить свободу и выкупиться из крепостных крестьян.
Работы этого мастера есть также в Новом Петергофе, Мариинском дворце, дворце Меньшикова в Ораниенбауме, отделка в Царскосельском и Зимнем дворцах тоже его!
Но первой самой известной работой по семейной легенде стал именно Исаакиевский собор. Так что, работы Дылёва вы можете увидеть и в тех дворцах, о которых я упомянула выше.
Голубя в Исаакиевском соборе сняли в 1931 году, в советские времена. Чем именно голубь помешал атеистам, я так и не поняла?
Кто был в Исаакиевском соборе до 1986 года, тот помнит, что вместо птицы там находился маятник Фуко, голубя же поместили на постаменте в интерьере собора.
Сегодня всё вернули на место, как и должно быть.
.