Сборная России на Олимпиаде в Нагано – одновременно самый яркий и один из самых грустных сюжетов нашего хоккея 90-х. Первые в истории Игры, на которые приехали все сильнейшие, должны были стать турниром имени Павла Буре, Сергея Фёдорова и компании, а оказались триумфом чехов во главе с Яромиром Ягром и Домиником Гашеком. Нам досталось лишь серебро под грустный комментарий Виктора Гусева.
Наша дримтим
90-е – увлекательное время в мировом спорте. Профессионалы из НБА впервые попробовали себя на Олимпиадах, и американская дримтим с Майклом Джорданом, Скотти Пиппеном, Мэджиком Джонсоном, Ларри Бёрдом, Чарльзом Баркли и многими другими звёздами вынесла всех в Барселоне.
В футболе закончилось крепостное право. Игрокам разрешили свободно переходить в другой клуб по окончании контракта с предыдущим. В НХЛ же рванул целый поток хоккеистов из Европы, и отдельный напор был у игроков из бывшего СССР. А еще, к Олимпиаде-98 Национальная лига наконец-то согласилась сделать перерыв в своём чемпионате, и это означало, что впервые в истории хоккея на лёд Игр выйдут все лучшие хоккеисты мира.
Чтобы стало понятнее, как всё происходило до этого, приведём в пример лучшего бомбардира сборной Чехии на Играх-94 – Иржи Кучера. Это нападающий, который так никогда и не сыграл за океаном. Самый результативный игрок США с того же турнира – Дейв Сакко, основной вратарь сборной Канады – Кори Хирш, а у России – Андрей Зуев. Это всё заслуженные игроки, но хорошо их знают только хоккейные эксперты.
Конечно, в Лиллехаммере играли и будущие звёзды вроде Пола Карии и Петера Форсберга, но тогда и речи не шло об их большой карьере в НХЛ. Другое дело, когда спустя 4 года в заявках сборных даже на бумаге выделялись фамилии такие как Руа, Гашек, Челиос, Линдстрём, Селянне, Буре, Фёдоров, Халл, Модано, Линдрос, Курри, Ягр, Сакик, Гретцки!
Да, многие из них играли, например, на Кубке мира-96, но всё же Олимпиада по масштабу и значимости в то время была совсем другим мероприятием для зрителей. За ней следил весь мир и самим нхловцам тоже было интересно официально дебютировать под флагом с пятью кольцами. Например, для того же Уэйна Гретцки, которому уже исполнилось 37, японские игры были первым и последним шансом осуществить еще одну хоккейную мечту. Сказки не случилось – Канада взяла только «бронзу».
Отказники были не только в футболе
Игры-98 года должны были стать бенефисом молодых и не очень российских игроков. Сборная России собрала команду полностью из хоккеистов НХЛ. Только третий вратарь Олег Шевцов был из российского чемпионата, но все понимали, что в официальных матчах он вряд ли сыграет. Вообще, такой состав России на Олимпиаду многих удивил. Вторая половина 90-х для сборной – эпоха отказников. Кстати, не только в хоккее. Помните «Письмо четырнадцати» наших футболистов, которые отказались ехать на чемпионат мира 94 года в США?
Хоккейные обиды начались на Кубке мира 96-го года, когда между ФХР и игроками шёл чуть ли не открытый конфликт. Хоккеистов критиковали и обвиняли в равнодушии, а в ответ неслись обвинения в плохой организации и невыполненных обещаниях. В итоге из-за перепалок не все доехали до Нагано спустя полтора года.
Сборная недосчиталась Николая Хабибулина, Вячеслава Фетисова, Владимира Малахова, Сергея Зубова, Александра Могильного, Игоря Ларионова, Вячеслава Козлова. Плюс травмы перед Олимпиадой получили Александр Карповцев, Алексей Ковалёв, Виктор Козлов и Андрей Николишин. У сборной России на этих играх могла быть реальная дримтим, сопоставимая по именам с баскетбольной командой США 92-го. Но и с учётом таких потерь российских хоккеистов НХЛ хватило, чтобы заполнить все места в составе.
Взяли даже 20-летнего Алексея Морозова, только проводившего первый сезон в Питтсбурге. Хотя 19-летнего Сергея Самсонова при этом побоялись брать. Зато собственное прозвище та сборная получила быстро, но не «Команда мечты», а «Команда братьев». Объяснение было простейшее: в составе были Дмитрий и Борис Мироновы, а еще Павел и Валерий Буре. Уже на первой пресс-конференции «Русская ракета» придал команде братьев дополнительный смысл, объясняя, что атмосфера в коллективе абсолютно семейная и все готовы биться друг за друга.
Сплочение в японских коммуналках
Забавно, но такому сплочению, возможно, помогла обстановка в Олимпийской деревне. Японские домики для спортсменов были, мягко говоря, не гостиничными люксами. Чаще всего номера были не двухместными, а прямо-таки коммунальными В каждой комнате стояли символические перегородки, отделяющие одну спальню на двух человек от другой.
«Ребята в НХЛ соскучились по нормальным человеческим отношениям», – объяснял тогда журналистам гид-менеджер сборной Алексей Касатонов. – И то, что они жили по семеро человек в номере, оказалось как нельзя кстати. Мы боялись, что настроение у игроков упадет, когда они приедут в деревню и увидят условия, в которых предстоит жить. А ребята, наоборот, оказались только рады этому. Потому что давно вот так тесно не общались друг с другом. Они всё время были вместе.
Главным тренером команды стал Владимир Юрзинов. Тренер, который не позволил увеличиться количеству отказников и который не нагружал хоккеистов чрезмерными установками. Знал, что в конкретных эпизодах парни сами разберутся. То поколение игроков относилось к нему с огромным уважением.
Например, Сергей Фёдоров, бастующий много месяцев в Детройте из-за споров по контракту должен был ехать в Нагано запасным, но после травмы Алексея Ковалёва сам набрал Юрзинову и предложил свою помощь сборной. Хотя в случае повреждения рисковал бы и деньгами, и вообще возможной карьерой в НХЛ. В итоге форвард стал вторым бомбардиром той сборной и серебряным призёром Игр.
В первом же матче Олимпиады у сборной России не возникло проблем, она играла с Казахстаном. Игроки НХЛ с легкостью победили команду, составленную почти полностью из игроков российского чемпионата. Итог – 9:2. Героями вечера стало второе звено Яшин-Фёдоров-Коваленко – они организовали сразу пять шайб. Далее в календаре шли куда более серьёзные сборные – Финляндии и Чехии. Впрочем, смысла биться до последней крови на этом этапе всё равно не было.
На том турнире абсолютно все команды группового этапа выходили в плей-офф. Таблицей определялся лишь более удобный соперник по четвертьфиналу из соседней группы. Но при этом оба матча получились интересными. С финнами Россия отыгралась с 1:3 и забила победный гол за 3.17 секунды до финальной сирены. А против чехов наша команда в третьем периоде отыграла сразу две шайбы всего за 10 секунд.
Возможно, именно понимание, что чехи могут так ошибаться и сыграет злую шутку в финале. В первом раунде плей-офф России досталась сборная Белоруссии, чехам – США, финнам – шведы, а Казахстану – канадцы. До полуфинала из российской группы А в итоге не дошел только Казахстан, уступив 1:4. Зеркальным счётом сборная России обыграла белорусов, после чего готовилась к новому матчу с финнами, еще не зная, что это будет один из лучших ее матчей в истории, а Павел Буре установит вечный рекорд.
Уникальный рекорд Буре
20 февраля 1998 года – исторический день в истории всего мирового хоккея. Сборная попала в Книгу рекордов Гиннесса – наш хоккеист забросил пять шайб в Олимпийском матче. И не на групповом этапе, а в полуфинале. Что игра будет великой стало понятно уже к началу второго периода. К 22-й минуте счёт был 3:0, и все голы забил Павел Буре. Хет-трик для самого быстрого форварда НХЛ был привычным делом, но он не остановился на этом. Как и финны, которые не бросили играть и дважды сравнивали счёт – сначала на 3:3, а потом на 4:4. Но сколько они забьют мало кого волновало в тот день, ведь против них играла «Русская ракета». Буре в итоге забросил пять шайб, последний раз такое происходило 74 года назад.
Но дело не только в голах. Павел просто летал по льду и, кажется, успевал везде. Главным, пожалуй, были даже не исторические рекорды, а то, какой эффект произвело это в стране. О пента-трике нашего парня на Олимпиаде кричали из каждого утюга. Взрослые обсуждали это с коллегами, а дети выходили на улицу и играли в хоккей, воюя за единоличное право называть себя Павлом Буре. Что нападающий – один из главных талантов поколения, было понятно еще до его отъезда в НХЛ, но, пожалуй, именно тот полуфинал с финнами сделал его всенародным героем и именем нарицательным, наряду, например, с Валерием Харламовым.
Сам же Буре довольно спокойно относился к своему успеху: «Забить пять – это, конечно, прикольно, но ничего заранее я не чувствовал. Были моменты – забил. Сделал свою работу. В любом случае, не сам же всё сделал. Кто-то должен был отнять, кто-то пас отдать. Бывают матчи, когда заходит всё, бывает, когда ничего», – очень скромно комментировал тот матч нападающий.
Математически одних голов Павла тогда хватило бы, чтобы обыграть Финляндию, но перед его покером и пента-триком партнеры все же решили подстраховаться. Алексей Жамнов с Андреем Коваленко забили ещё по одной, и сборная выиграла со счётом 7:4.
«Этих пижонов мы точно обыграем»
А за несколько часов до этого Доминик Гашек почти в одиночку бился с Гретцки, Линдросом, Сакиком и Шенаханом. Он позволил Канаде сравнять только за 63 секунды до конца третьего периода, затем выстоял овертайм, а в итоге «затащил» вообще все буллиты. Великий и ужасный Патрик Руа пропустил лишь один послематчевый бросок, но этого хватило Чехии для победы.
Так команда Ивана Глинки вышла в финал, но казалось, что засушить ещё один матч на турнире она не сможет, тем более Россия уже обыгрывала её на этой Олимпиаде.
«Когда я вышел на тренировку, а Глинка вышел с кофе на занятия, мы поприветствовали друг друга, а потом я спросил: «Иван, а где команда-то?». Отвечает: «Да сейчас выйдет», – вспоминал потом Владимир Юрзинов.
«И я смотрю, выходят Ягр в шортах и в коньках, потом еще парочка хоккеистов, кто в чём, то есть чешская команда вышла на раскатку по желанию. Подумал: «Ну вот этих пижонов мы сегодня обыграем».
«Все понимали, что игра идёт до гола»
Но не удалось. Считается, что тот финал для Чехии выиграл лично Доминик Гашек, хотя это не совсем так. Вратарь действительно тащил свою команду, но в прошлых стадиях. В финале же ему даже не пришлось предпринимать каких-то сверхусилий. Всего 20 бросков в створ, из них действительно опасные получились лишь у Каменского да Коваленко. Чешские полевые просто не давали создавать моменты в своей зоне, а у сборной России мало что получалось от волнения. А идей, чем удивить соперника, попросту не было.
Да, Гашек в тот день отразил 41 бросок. Но в плане каких-то важных сэйвов наш Михаил Шталенков в тот день сыграл даже лучше. Но всё же пропустил один-единственный гол, после которого хоккейный турнир в Нагано стал исключительно праздником чехов.
«Нагано, пожалуй, самое больное наше поражение», – вспоминал спустя десятилетия центрфорвард первого звена Алексей Жамнов. – Я несколько раз пересматривал эту игру. Моментов-то много было, но складывалось всё настолько нервозно, что мы понимали, и чехи, думаю, тоже понимали, что всё идет до первого гола. Мы даже как-то сами думали, что в финале лучше играть против Канады. А с чехами получился такой нервозный матч...этот рикошет…ах, обидно было, конечно. Какое-то непонятное состояние после поражения. Ближе к вечеру отошли, ведь игра была дневная, но все равно обидно было. Могли выиграть, плюс еще команда хорошая на самом деле была».
Спустя 4 года в Солт-Лейк-Сити сборная России уже под руководством тренера Вячеслава Фетисова ещё раз встретится с чехами и возьмет реванш у Ягры и Гашека в четвертьфинале, выиграв с таким же счетом 1:0, но это уже совсем другая история, которая, к тому же, снова не приведёт к золотой медали.