Найти тему
Паркинги Мегаполиса

Почему во всем мире город за городом запрещает прокат самокатов? Может и нам пора задуматься и искать компромисс?

Оглавление
Люди еще катаются на электросамокатах в деловом центре Мельбурна. 14 августа 2024 года  их прокат запретили.
Люди еще катаются на электросамокатах в деловом центре Мельбурна. 14 августа 2024 года их прокат запретили.

Когда речь заходит о колесах, трудно отрицать, что арендованные электросамокаты на данный момент являются одним из самых спорных видов транспорта в мире.

В последние годы микротранспортные средства стали обычным явлением на улицах крупных городов по всему миру, их часто хвалят за то, что они являются эффективным и экологичным способом передвижения для людей. Города России эта новшество не обошло. Они даже получили специальное название - средства индивидуальной мобильности (СИМ).

Однако их присутствие также вызывает призывы к более строгому контролю из-за увеличения количества аварий и жалоб на то, что они создают хаос на тротуарах и улицах.

Решение городского совета Мельбурна

Власти австралийского города Мельбурн решили полностью запретить аренду электросамокатов, сославшись на проблемы безопасности, вызванные сотнями жалоб и сообщений о несчастных случаях.

13 августа 2024 года стал "черным" днем для операторов по продажам и прокату электросамокатов. В этот день городской совет Мельбурна проголосовал за расторжение контрактов с двумя крупными операторами проката электросамокатов, предоставив им 30-дневное уведомление о необходимости убрать свои транспортные средства.

«Это возможность положить конец хаосу на пешеходных дорожках Мельбурна и снова сделать наш город безопасным», — заявил мэр Мельбурна Николас Рис на прес-конференции на следующий день.«В последние дни я слышал от жителей, торговцев и гостей Мельбурна буквально умоляющие нас, чтобы снова сделать наш город безопасным. И именно за это проголосовал городской совет».

Компании - операторы Neuron и Lime получили 30 дней на то, чтобы убрать свои электросамокаты с границ города Мельбурн.
Компании - операторы Neuron и Lime получили 30 дней на то, чтобы убрать свои электросамокаты с границ города Мельбурн.

Сам Рис изначально поддерживал проведение испытаний электросамокатов, когда они начались в 2022 году в штате Виктория, который первым решил провести двухлетний эксперимент. Город Мельбурн присоединился к испытанию в партнерстве с городами Ярра, Порт-Филлип и Балларат, считая элетросамокаты "доступным, экологически чистым и экономичным способом передвижения». Испытание должно было завершиться в октябре 2024 года, а 4 апреля 2024 года правительство Виктории объявило о продлении срока эксперимента на шесть месяцев. В Мельбурне решили пойти еще дальше.

Премьер-министр штата Виктория а Аллан заявила журналистам в среду, что запрет стал «интересным» изменением позиции Риса, и призвала совет пересмотреть свою позицию. Она является одним из критиков решения о запрете электросамокатов, и даже намекает на возможность вмешательство правительства штата для пересмотра этого решения. Раскол по поводу запрета электросамокатов в Мельбурне и среди горожан, и среди чиновников налицо. Похоже, назревает настоящая битва между ними.

Сторонники сохранения электросамокатов оперируют статистическими данными. Так в Мельбурне ежедневно совершается в среднем 7800 поездок на микромобильных транспортных средствах, в том числе 6800 на электросамокатах. Эксперимент помог сократить выбросы углерода в городе более чем на 400 тонн за последние два с половиной года.

Однако популярность этого относительно нового вида транспорта также привела к росту числа аварий и травм. Согласно отчету Королевской больницы Мельбурна в конце 2023 года, число травм, связанных с электросамокатами, исчисляется сотнями, и т.ч. со смертельным исходом. Доступные для проката электросамокаты не требуют прав на их управление, хотя они могут развивать скорость до 25 километров в час.

Город Мельбурн запретил схемы проката электросамокатов.
Город Мельбурн запретил схемы проката электросамокатов.

Глобальные запреты и репрессии

Мельбурн — не единственный крупный город, который сомневается в преимуществах электросамокатов.

Париж, некогда один из крупнейших городов Европы по использованию электросамокатов, проголосовал за запрет аренды электросамокатов в 2023 году. Они стали вне закона с 1-го сентября 2023 года. За запрет электросамокатов во французской столице в ходе референдума проголосовало почти 90 процентов жителей (при явке 75 процентов).

С улиц города исчезли скутеры для аренды с помощью приложения. Личные электросамокаты у парижан изымать не стали, на них по-прежнему можно перемещаться, не рискуя быть оштрафованными.

В Париже аренда электросамокатов существовала с 2018 года. На территории города действовали 3 компании, а общее количество скутеров достигло 15 тысяч. По данным операторов, в 2022-м общее количество пользователей таких сервисов в Париже составило 400 тысяч.

Электросамокаты в Париже. Но только частные.
Электросамокаты в Париже. Но только частные.

Главные претензии жителей французской столицы к самокатам и самокатчикам в том, что любители проехать с ветерком наезжают на пешеходов, и перекрестки часто захламлены поставленными скутерами.

Копенгаген запретил их в 2020 году, а затем снова ввел их в следующем году, но со строгими новыми правилами.

Копенгаген ужесточил правила парковки самокатов, после кратковременного запрета.
Копенгаген ужесточил правила парковки самокатов, после кратковременного запрета.

Барселона частично запретила их в исторических частях города с 2016 года.

В Барселоне особенно популярны экскурсии на самокатах.
В Барселоне особенно популярны экскурсии на самокатах.

В Лондоне частные электросамокаты остаются незаконными для использования на дорогах общего пользования, но публичные испытания проводятся тремя операторами с середины 2021 года.

В 2022 году отношения Рима с электросамокатами столкнулись с моментом расплаты, когда городские власти были вынуждены ввести новые правила, чтобы уменьшить их влияние на общественность. Вопрос защиты исторического наследия также учитывался. Так, два американца были оштрафованы примерно на 800 долларов за то, что сбрасывали арендованные самокаты с Испанской лестницы, нанеся ущерб хрупкому мрамору на сумму около 26 000 долларов.

Рим. Без комментариев.
Рим. Без комментариев.

Мэрии Рима пришлось выдать лицензии семи компаниям, ответственным за замену аккумуляторов, проведение ремонтных работ, перевозку скутеров в места с интенсивным движением и вылов их из реки Тибр.

За необходимость упорядочивания и использования электросамокатов, выступает и общественность. Так, Джулиано Фриттелли, глава Итальянского союза слепых и слабовидящих, пробираясь с помощью своей трости мимо полудюжины скутеров, разбросанных по тротуару возле его офиса в центре города, что для людей, которые не видят, они представляют собой смертельную ловушку. Он также говорит, что поскольку они электрические, то бесшумны, что также представляет угрозу для тех, кто плохо слышит. «Вы их не слышите, поэтому не можете их обойти», — говорит Фриттелли, вспоминая случай, когда скутер проехал мимо слепого человека так близко, что его испуганная собака-поводырь спрыгнула с тротуара, вызвав, как он выразился, «серию страхов», которые, к счастью, не закончились физическими травмами. Он говорит, что не только инвалиды, включая тех, кто передвигается на инвалидных колясках, испытывают трудности с использованием улиц, когда тротуары завалены скутерами. Пожилые люди и родители, толкающие детские коляски, также страдают.

Джулиано Фриттелли хочет сделать парковку скутеров обязательной.
Джулиано Фриттелли хочет сделать парковку скутеров обязательной.

А недавно опасность сочетания алкоголя и электросамокатов оказалась в заголовках новостей в Сеуле, где мегазвезда корейского поп Шуга  извинился после того, как, как сообщается, был замечен за ездой на электросамокате в состоянии алкогольного опьянения. Певец, являющийся участником  корейского бой-бэнда BTS , написал в сообщении на онлайн-платформе фан-сообщества: «Вчера вечером я выпил за ужином и вернулся домой на электросамокате. Я легкомысленно подумал, что это короткое расстояние, и не знал, что нельзя ездить на электросамокате в состоянии алкогольного опьянения, и поэтому нарушил Закон о дорожном движении», — говорится в сообщении. «Я упал, когда парковал электросамокат перед воротами своего дома, и когда находившаяся неподалеку полиция измерила у меня уровень алкоголя, меня оштрафовали, а мои права были аннулированы», — добавил 31-летний певец.

Происшествие с участием мега-звезды дало толчок новому обсуждение ужесточения правил пользования электросамокатами.

Южнокорейский репер Suga и кадр из полицейской хроники.
Южнокорейский репер Suga и кадр из полицейской хроники.

А как в России?

Не имеет смысла повторять все "за" и "против" в отношении использования средств индивидуальной мобильности. Никто не сможет их запретить полностью, так же как остановить прогресс технологий. Речь идет, об устранении хаоса в их использовании на дорогах и тротуарах, а также их парковки (особенно - прокатных).

Первые шаги уже делаются. К ним можно отнести введение обязательных номерных знаков, ужесточение ПДД, введение штрафов за пьяное вождение и пр. В Москве выписываются первые штрафы за нарушения, которые зафиксировали дорожные камеры. Например, лихачу, который прокатился по переходу, хотя должен был бы перейти дорогу пешком, придется заплатить 800 рублей. Появились и судебные прецеденты. В столице по решению суда впервые конфискован электросамокат, на котором молодой человек в нетрезвом виде сбил пожилую женщину. Более того, Власти Москвы начали обсуждать введение запрета на использование электросамокатов в пределах Садового кольца и в парках.

Одним из факторов запустившим этот процесс является общественное мнение. Согласно данным недавнего опроса Superjob, за запрет езды на электросамокатах выступил 71 процент москвичей. Жители столицы практически восстали против этого вида транспорта. Среди тех, кто хотел бы не видеть электросамокаты в столице, 42 процента выступают против езды по всему городу, 29 уверены, что запрет должен действовать только в центре. При этом среди женщин за запрет на езду на самокатах выступают 77 процентов (44 процента — по всему городу, 33 процента — в центре), тогда как среди мужчин таких 63 процента (39 процентов — по всей Москве, 24 процента — в центре).

Дорожные знаки для самокатов
Дорожные знаки для самокатов

По словам депутатов Мосгордумы, речь идет о запрете на ограничении скорости кикшеринговых самокатов до 15 километров в час по всему городу и запрет на езду в пределах Садового кольца и парках. С недавнего времени в разных районах города уже начали тестировать системы «медленных зон» с ограничением скорости. При этом планируется разрешить использовать транспортные средства на велодорожках с развитой инфраструктурой.

Стимулом для обсуждения проблем электросамокатов московскими депутатами, также стал недавно введенный запрет на их парковку в центре Санкт-Петербурга. Запрет распространяется на Центральный, Адмиралтейский, Петроградский и Василеостровский районы.

По словам депутатов Мосгордумы, речь идет о запрете на ограничении скорости кикшеринговых самокатов до 15 километров в час по всему городу и запрет на езду в пределах Садового кольца и парках. С недавнего времени в разных районах города уже начали тестировать системы «медленных зон» с ограничением скорости. При этом планируется разрешить использовать транспортные средства на велодорожках с развитой инфраструктурой.

Вдохновением для обсуждения ограничения стал недавно введенный запрет на парковку электросамокатов в центре Санкт-Петербурга. С 1 августа в Санкт-Петербурге вступил в силу запрет на парковку электросамокатов в центре города — Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах.

Движение на самокате по Невскому проспекту теперь только такое
Движение на самокате по Невскому проспекту теперь только такое

Ехать по центральным улицам можно, на некоторых есть даже велодорожки. Но не припарковаться. "Вы не можете припарковать здесь самокат" - строго отвечает приложение кикшеринга.

Припарковать самокат в неположенном месте не дает само мобильное приложение
Припарковать самокат в неположенном месте не дает само мобильное приложение

Чтобы оставить арендованный самокат на короткое время в ближайших дворах когда до ближайшей парковки не близко (например переждать питерскую погоду в какой-нибудь кофейне), самокат можно поставить на "паузу". Она не бесплатная, а несколько рублей за каждую минуту ожидания.

Сами кикшеринговые сервисы от изменений не страдают. Говорят, что количество самокатов сокращать не пришлось. "Произошло перераспределение самокатов в спальные районы таким образом, чтобы пользователям было удобнее перемещаться. Снижения спроса не отмечается, поскольку люди активно передвигаются на самокатах в спальных районах, - утверждают в пресс-службе одной из компаний-оператора «Юрент». - Случаи с парковкой на запрещенных участках – единичные, наши скауты оперативно убирают такие самокаты на перехватывающие парковки. Для этого мы усилили работу скаутов в центре города. Всего с начала сезона мы нарастили их количество в Петербурге в 1,5 раза. Так-же как пока не остаются без работы "ловцы" самокатов.

Любители выбрасывать самокаты в реки и каналы Петербурга пока не перевелись. Поэтому их "ловцы" не остаются без работы.
Любители выбрасывать самокаты в реки и каналы Петербурга пока не перевелись. Поэтому их "ловцы" не остаются без работы.

Конечно, как процессы внедрения электросамокатов в нашу жизнь, так и процессы их запрета или ужесточения правил пользования, в регионах России идет с переменным успехом методом "проб" и "ошибок". Хотелось бы, чтобы в решениях по судьбе электросамокатов хватало мудрости. И был найден компромисс между привычным россиянам "не пущать"/"запретить", или все-таки вырабатывать правила ответственности за их эксплуатацию, увеличивать штрафы за неправильную парковку и вождение, создавать условия для их безаварийного и безопасного для других участников движения использования? А изучение опыта других стран и наших столиц может очень даже пригодиться.