На постели лежала совсем юная девушка, белокурые локоны нежным облаком обрамляли бледное лицо. Рядом с ней собрались все родственники, тут же находился священник. «Да, наверное, именно так люди покидают этот мир», – мелькнуло в голове Марии Анны.
Она хотела проявлять смирение и покорность, слушая гнусавое пение святого отца, но почему-то отчаянно хотелось жить. Она была молода, красива, богата – разве смерть могла быть столь безжалостной, чтобы сорвать этот «цветок»? Не слушая священника, Мария Анна стала молиться. Мысленно – о своём исцелении. Выжила ли юная эрцгерцогиня? И почему она, старшая дочь императора Франциска, так и не вышла замуж?
Жизнь в императорском семействе
Марию Анну Австрийскую, дочь Франциска Первого, правившего Священной Римской империей, едва ли можно было назвать счастливицей. Уже в детстве девочке пришлось понять, каково это – быть нелюбимой дочерью своей матери.
Детей в императорском семействе росло немало, но особое предпочтение супруга правителя отдавала своим дочерям Марии Кристине и Марии Елизавете. Те считались настоящими красавицами. А что же Мария Анна? Она, по мнению матери, внешним обликом не блистала и едва ли походила на образцовую принцессу.
Самая умная из принцесс
Оставаясь по вечерам в своих покоях в одиночестве, юная эрцгерцогиня оплакивала свою судьбу. Ей очень не хватало родительского тепла. Отец был занят государственными делами, мать совершенно не интересовалась дочерью. Женщина не замечала, что Мария Анна со временем превращается в очень умную и воспитанную девушку.
Вероятно, её можно было назвать полной противоположностью младшей сестры Марии-Антуанетты (да-да, той самой, которой суждено стать печально известной французской королевой). Если Анна училась всему новому с большим интересом, старалась вникать в суть вещей, то Антуанетту современники описывали как девушку легкомысленную и поверхностную.
«Похороненная» заживо
Мария Анна никогда не отличалась крепким здоровьем. Ни для кого не секрет, что три века тому назад в старинных замках гуляли сквозняки, а в зимнее время с трудом можно было найти уютное местечко, где не коченели бы ноги и руки. Эрцгерцогиня нередко болела, но в 1757 году окончательно слегла с тяжёлым лёгочным заболеванием.
Маменька нашей героини вместо того, чтобы созвать консилиум лучших врачей, посоветовалась с парочкой придворных медикусов и решила, что дочь её – уже не жилец.
А теперь представьте: вам и без того очень скверно: жар, слабость, мутнеющее сознание – и вдруг прямо в ваши покои приводят священника, который начинает отпевание! Да, отпевали именно несчастную Анну – у неё же на глазах. Словом, родители уже смирились с потерей дочери, несмотря на то, что та ещё была жива.
Уж не знаю, собирались ли родители с помощью последних прижизненных обрядов повлиять на дочь, но состояние её здоровья и правда начало улучшаться. Быть может, девушка просто разозлилась (а это порой тоже помогает), когда осознала, что с такой маменькой скоро можно будет любоваться собственной вырытой могилой. Словом, девица выздоровела, но здорово переменилась.
Потерять и обрести
Как думаете, что крайне важно для девушки и, тем более, принцессы? Вероятно, красота. Мария Анна уродкой никогда не была, но теперь перенесенная болезнь дала серьёзные осложнения. Искривлённый позвоночник и крупная шишка на спине – едва ли даже по самым скромным меркам Анна могла считаться красавицей.
И если прежде эрцгерцогиня очень боялась умереть в расцвете лет, то теперь главным её страхом стала собственная внешность. Мария Анна боялась быть осмеянной из-за выросшего горба. Разумеется, ни о каком замужестве не могло идти речи – несчастная девушка скорее наложила бы на себя руки, но не позволила супругу увидеть своё увечье. Но где же Мария Анна нашла отраду и спасение?
В ту пору многие верующие дамы частенько бывали в монастырях, которым жертвовали средства и оказывали поддержку. Отправляясь в святую обитель Клагенфурта, эрцгерцогиня не подозревала, что встреча с сёстрами круто изменит её жизнь. Вскоре Мария Анна отправила письмо настоятельнице:
«Бог дал мне благодать познать мир и его суету, и тем самым дал мне силы завершить свою жизнь не как монахиня, а в уединении и в служении ближним».
После смерти матери Мария Анна насовсем перебралась в Клагенфурт. Здесь ей было спокойно и отрадно. Среди её друзей были не только монахини, но и деятели искусства. При этом в высшем свете Марию Анну не любили, считая, что занятия наукой и литературой являются неподобающими для женщины. Быть может, именно поэтому она предпочла оставить блеск двора и выбрала скромный монастырский быт.
Подписывайтесь на дзен-канал «WOH [Мир истории]» и не забудьте поставить лайк.