Найти в Дзене

«Как будто ничего не делаем»: как в государственных школах преподают физику?

Третий звонок слышали? Урок начался. Учитель физики, к доске! Будете отвечать за работу. А теперь серьезно: ЕГЭLAND провёл ресерч и узнал, что на самом деле происходит в школах на физике. Самый неоднозначный предмет на ЕГЭ Если бы ЕГЭ по физике было человеком, то тем самым странным и неприметным одноклассником в школе, с которым почти никто не общается. А всё потому, что этот предмет не популярен у выпускников. В 2023 году ЕГЭ по физике сдавали чуть больше 89 000 выпускников. Для сравнения: обществознание выбрали 270 000 человек, а профильную математику — 283 000. Далее произошли изменения в правилах приёма в вузы, что ещё сильнее ухудшило ситуацию — чтобы поступить на любую инженерную специальность, абитуриентам разрешили сдавать по выбору либо ЕГЭ по физике, либо по информатике. Большинство школьников взяли лаптопы и открыли PowerPoint, оставив труды Эйнштейна и Фарадея пылиться на полке. Чтобы поднять рейтинги физики, составители ЕГЭ упростили экзамен. Но чуть-чуть перестарались…  В

Третий звонок слышали? Урок начался. Учитель физики, к доске! Будете отвечать за работу.

А теперь серьезно: ЕГЭLAND провёл ресерч и узнал, что на самом деле происходит в школах на физике.

Самый неоднозначный предмет на ЕГЭ

Если бы ЕГЭ по физике было человеком, то тем самым странным и неприметным одноклассником в школе, с которым почти никто не общается. А всё потому, что этот предмет не популярен у выпускников. В 2023 году ЕГЭ по физике сдавали чуть больше 89 000 выпускников. Для сравнения: обществознание выбрали 270 000 человек, а профильную математику — 283 000. Далее произошли изменения в правилах приёма в вузы, что ещё сильнее ухудшило ситуацию — чтобы поступить на любую инженерную специальность, абитуриентам разрешили сдавать по выбору либо ЕГЭ по физике, либо по информатике. Большинство школьников взяли лаптопы и открыли PowerPoint, оставив труды Эйнштейна и Фарадея пылиться на полке. Чтобы поднять рейтинги физики, составители ЕГЭ упростили экзамен. Но чуть-чуть перестарались…  В 2024 году количество физиков-стобалльников достигло рекордной отметки: 818 человек против 190 прошлого года. В 4 раза больше! Однако за внешне красивым фантиком скрывается горькая начинка — экзамен стал легким, а уровень знаний учеников не вырос. Куда смотрят учителя физики и что происходит в школах? Разбираемся в статье.

Минус вайб: отмена уроков, невключенность учителя в урок и однообразность

Голословные факты и выводы на пустом месте — не про редакцию ЕГЭLand, поэтому мы решили обратиться к ученикам Макса Физика, чтобы узнать правду об уроках в общеобразовательных учреждениях и лицеях. Ведь как говорится: устами школьника глаголет истина.

«У нас в школе физика только в расписании. Препод приходит, говорит заниматься своими делами, лишь бы не шумели…» — такие неутешительные комментарии мы видели часто. Но один ответ буквально убил: «Физики не было 2 года». Конечно, приятно иметь в расписании уроков одно окно для того, чтобы навестить столовую и расчилиться, но уроки физики — порой слишком большая жертва. Когда образование целиком ложится на плечи ученика (даже самого ответственного), о высоком уровне знаний будущих инженеров остаётся только мечтать. Основная проблема отмены уроков кроется в нехватке кадров. Школам очень нужны педагоги, но они не всегда рвутся в общеобразовательные учреждения.

Счастливчики, у которых физика не равняется перемене, а является полноценным уроком, тоже делятся недовольством. В основном, ученикам не нравится решать однотипные задачи, писать бесконечные конспекты и читать старые учебники советских времён (видимо, некоторые школы берегут их как реликвию). Многие учителя также балуются видео из онлайн-школ и включают их на каждом уроке, не проверяя, как класс усваивает информацию.

Плюс вайб: практика, шутки и объяснение «на пальцах»

«Влюбил в свой предмет, хотя я не учила его в 7 и 8 классах, но теперь буду сдавать на ЕГЭ» — время подсластить горький кофе, который мы заварили в прошлом абзаце, и проанализировать позитивный опыт школьников с уроков физики.

Некоторые комментаторы с гордо поднятой головой хвастались своими педагогами: «раньше работал в университете, а сейчас в школе», «у нас один из лучших учителей в области».  Такие сообщения вызывают лёгкую зависть и ощущение уверенности, что будущее российской науки (нынешние школьники) в надёжных руках профессиональных педагогов.

Записывайте компоненты идеального урока физики, на котором хочется впитывать знания, а не спать: объяснение законов «на пальцах», решение задач, отработка основных формул и выведение дополнительных, написание конспекта и, кончено, практика (например, подписчица ЕГЭLand отметила, что педагог в школе принес на урок конструктор для сбора платы). Необъяснимо, но факт: многие комментаторы написали, что больше всего ценят в учителе юмор. С помощью шуток и нестандартных примеров школьники лучше воспринимают и усваивают материал. Также, ученикам нравится, когда педагог открыт к дискуссии, готов ответить на вопросы после урока и не жалеет похвалы для старательных ребят.

«Первая причина — это …., а вторая…»

Шлейф непопулярного (ранее)) предмета тянется за ЕГЭ по физике из-за неодинакового общего уровня знаний у школьников по всей стране. Пока одни занимаются с лучшими учителями региона, другие никогда не видели педагога в лицо. Здесь стоит задать вопрос Министерству Образования, а бедным ученикам посоветовать в одном случае — ценить хороших специалистов, в другом — заниматься физикой дополнительно. Например, на курсах в нашей школе, ведь мы топим только за «плюс вайб».

Физики
7453 интересуются