СССР, индустриализация. Ленинградский турбинный завод берётся произвести первую турбину нового поколения в кратчайшие сроки. Ответственным ставят опытнейшего мастера Семёна Бабченко (Владимир Гардин) со старыми устоями и командой. Есть множество противоречий и одно общее дело.
Перед нами одна из первых отечественных производственных драм. Теперь неудивительно, почему именно этот жанр у наших киноделов получается всегда минимум сносно («Аритмия», «Снегирь»). Для начала тридцатых годов картина удивительным образом сформировала каркас, который используют до сих пор. Давайте рассмотрим подробнее.
Главные герои. Обязательно в подобных картинах присутствие партийных работников, кто словом и делом двигают производственный процесс вперёд, не дают сбиться с пути. Эти люди часто представляются в кино чужаками, к которым поначалу относятся подозрительно. Здесь же партком Вася (Борис Тенин) возвращается в город после долгой командировки и видит ухудшение производства на заводе. Другой главный герой картины — Семён Иванович Бабченко, человек прошедшей эпохи, верой и правдой трудившийся «За веру, за Царя», новая же власть представляется ему сборищем горлопанов. Быт у Бабченко очень традиционный: верная жена стережёт семейный очаг, стаканчик-другой водочки перед сменой, надёжная бригада из ровесников.
Неотъемлемая часть производственной драмы, помимо человеческих пороков положительных героев, — реакционный класс. Здесь это интеллигент Скворцов (Борис Пославский), явно ностальгирует по царским временам, где мог заниматься репетиторством для детей знати, зарабатывать большие деньги и быть рядом с «лучшими людьми страны». Мотивация героя ясна, но слишком уж он одинок в своём противостоянии, поверить в его сопротивление сложно.
Довольно качественно в кино показана любовная линия. Очень точно передано, что дела сердечные вообще никак не могут быть связаны с твоими трудовыми способностями или моральными ориентирами. Вася искренне желает счастья Катерине (Татьяна Гурецкая) и Павлу (Андрей Абрикосов), однако сердцу не прикажешь. Очень качественная проработка этой линии при том, что она эпизодическая.
Главное в советских производственных драмах — мягкое перевоспитание: иногда самого себя, иногда коллеги. Создатели ясно показывают: вдохновение и положительный настрой — есть в каждом из нас, главное — ощущать поддержку и свою важность для дела. Производство налаживается не потому, что яркий выскочка сделал всё поперёк тупой массе, а благодаря новым порядкам, переосмыслению своих неудач.
К сожалению, всё ещё актуальна для картин 30-х годов проблема со звуком, поэтому фильм годится только для камерного просмотра, в Киноклуб не принести. А вы можете приобщиться к картине начала 30-х, она ничуть не уступает современным аналогам. В конце раскрою смысл названия: когда на предприятие поступал план по производству продукции, руководство завода могло отправить по своей инициативе встречное предложение, где план обещали перевыполнить. Отсюда и название.
Приятного просмотра!
***
Специально для Киноклуба.
Изображения взяты с просторов сети.