Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Мензелинский район обрастает инвесторами, федеральными трассами и заправками

Инвестчас по Мензелинскому району республики состоялся без его главы Айдара Салахова. Отдуваться пришлось руководителю исполкома и пунктуальным инвесторам. Очередной инвестиционный час в офисе республиканского Агентства инвестиционного развития (АИР) перенесли, но встреча с предпринимателями все-таки состоялась. В этот раз на вопросы представителей бизнеса и журналистов должен был ответить глава Мензелинского района Айдар Салахов. Но в последний момент стало известно, что в Казань он не приедет. Как позже объяснил журналистам руководитель исполкома муниципалитета Мурат Каримов, которому пришлось отдуваться за главу, поездке Салахова помешало «расширенное заседание комиссии по безопасности дорожного движения». Напомним, что проект АИР, стартовавший в начале августа, должен помочь властям муниципальных образований республики привлечь инвесторов благодаря общению с ними в новом формате. — «Муниципальный час» и его трансляция проходят только при участии главы, чтобы бизнес и СМИ могли напр
Оглавление

Инвестчас по Мензелинскому району республики состоялся без его главы Айдара Салахова. Отдуваться пришлось руководителю исполкома и пунктуальным инвесторам.

Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Очередной инвестиционный час в офисе республиканского Агентства инвестиционного развития (АИР) перенесли, но встреча с предпринимателями все-таки состоялась. В этот раз на вопросы представителей бизнеса и журналистов должен был ответить глава Мензелинского района Айдар Салахов. Но в последний момент стало известно, что в Казань он не приедет.

Как позже объяснил журналистам руководитель исполкома муниципалитета Мурат Каримов, которому пришлось отдуваться за главу, поездке Салахова помешало «расширенное заседание комиссии по безопасности дорожного движения».

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Напомним, что проект АИР, стартовавший в начале августа, должен помочь властям муниципальных образований республики привлечь инвесторов благодаря общению с ними в новом формате.

— «Муниципальный час» и его трансляция проходят только при участии главы, чтобы бизнес и СМИ могли напрямую задать вопросы первому лицу района, — прокомментировала «саботаж» руководитель АИР Талия Минуллина.

Впрочем, за закрытыми дверями глава АИР все же пообщалась с главными инвесторами Мензелинского района, приехавшими без опозданий. И перед этой беседой они рассказали о своих проектах и вложениях в муниципалитет журналистам.

Гены в «заморозке»

По словам руководителя Мензелинского исполкома Мурата Каримова, в районе «как и везде по республике идет позитивный рост инвестиций».

— 14,3 (миллиарда рублей ВРП — «ВК») плановый показатель на конец текущего года. С приростом получается 110 процентов. Инвестиции с начала года — 4,3 миллиарда рублей (+10 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), — рассказал Каримов, но в отличии от главы Алексеевского района Сергея Демидова место в рейтинге социально-экономического развития районов Татарстана так и не назвал.

При этом 1,6 миллиарда рублей вложила компания «Камский Бекон».

— В прошлом году «Камский Бекон» вложил 12 миллиардов рублей. В течение года построил животноводческий комплекс на 6 тысяч дойных коров. На сегодняшний день они надаивают 215 тонн молока в сутки. В этом году планируют завершить второй этап строительства на 3,5 тысячи голов. У нас большие надежды, что на следующий год у «Камского бекона» плюсом будет 100 тонн молока. На сегодняшний день район 290 тонн молока в сутки надаивает. Это довольно ощутимые, достойные цифры, — похвастался Каримов.

ООО «Камский бекон» же реализует на территории района два крупных проекта.

Автор фото: АИР
Автор фото: АИР

— На данном этапе у нас два основных инвестиционных проекта общей стоимости 15,5 миллиарда рублей. Первый – это создание молочно-товарного комплекса на 9,5 тысяч голов. На данный момент на 6 тысяч голов уже завершенный проект. На 3,5 сейчас идет стройка. Этот проект позволит республике ежегодно получать 109 тысяч тонн молока. Второй проект, тоже очень крупный — строительство телятника. Мы хотим развивать собственное племенное поголовье. В республике с этим большой дефицит. Если мы полностью запустим этот проект, то за год сможем обеспечивать 6100 полноценных племенных нетелей, из которых порядка 3000 тысяч пойдут на внутреннее потребление, а оставшиеся на реализацию близлежащим хозяйствам нашего региона и соседям. Создание собственного генетического фонда очень ценно для республики. Наша ферма будет самой крупной и оснащенной в России, где в одном месте находится такое большое поголовье. Таких больше нет, — рассказала «Вечерней Казани» финансовый директор ООО «Камский бекон» Татьяна Колузаева.

При этом, по ее словам, у компании есть и третий весьма амбициозный проект — селекционный центр.

— У нас на стадии разработки находится собственный проект – самим производить семя, чтобы была программа наша здесь в Татарстане по генетическому фонду. Сложности с иностранным оборудованием нас пока останавливают в этом проекте, поэтому он у нас в «заморозке».

Еще одним крупным инвестором, по словам Каримова, является АО Фирма «Август».

— У «Августа» более 4 миллиардов вложений было. Они построили и ввели в эксплуатацию первый этап на 1200 дойных коров, — проинформировал глава исполкома.

Каримов также рассказал и о местных предпринимателях.

— Нельзя не отметить и наших местных ребят. Это Заиковский животноводческий комплекс, это «Калмурзино», которые сегодня тоже планомерно, поэтапно развиваются. Наши растениеводы, — перечислил он.

По его словам, сельское хозяйство в целом в районе является одной из ключевых сфер в структуре экономики и дает более 40 процентов валового территориального продукта.

Эх, дороги

Большие надежды связывают и с трассой М7 «Москва — Екатеринбург». По территории района проходит 55-километровый участок магистрали (1074 км – 1129 км). В настоящее время в рамках федеральной идет строительство и реконструкция «большой дороги». После завершения работ она станет четырех полосной, а трафик, по прогнозам, может увеличится в два раза — до 100 тысяч машин в сутки. Обновленную трассу планируют запустить уже к ноябрю текущего года.

— Сама логистика улучшается. Плюс строительство придорожной инфраструктуры: заправки, гостиницы, логистические центры, — добавил Каримов.

Этими проектами в районе занимаются ООО «Наиком» и Группа компаний IRBIS.

— В декабре 2023 года в селе Коноваловка Мензелинского района мы ввели в эксплуатацию автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС) по госпрограмме «Развитие энергетики». В этом году планируем запустить многотопливную автозаправочную станцию со столовой, кафе и электрическими зарядками, продовольственный дорожный магазин. Инвестиции на сегодняшний день в Мензелинский район составляют порядка 200 миллионов рублей. В будущем году планируем вложить еще около 300 миллионов в придорожный сервис. Это автомагазин, автомотели, просто мотели, кемпинги, места для отдыха, площадки для детей, станции технического обслуживания, — рассказал «Вечерней Казани» заместитель генерального директора ООО «Наиком» Эдуард Валов.

Автор фото: АИР
Автор фото: АИР

По его словам, на мензелинском отрезке М7 компания построит одну заправку. Но это будет «полноценная МФЗ с кемпингами, душевыми, туалетами, гостиницей, с мотелями, комнатами отдыха». Номерной фонд — 400 номеров.

— Их (заправки — прим. «ВК») друг на друга не поставишь. Определенная протяженность от заправки до заправки должна быть. Следующая заправка будет примерно в 25 км от нас. Этого достаточно…Акцент идет на комфортном пребывании наших потенциальных клиентов. Вернемся немного назад: человек проезжал, заправился, в машине остановился, поспал. Весь кривой, косой, настроения нет. ни кофе попить, ни в туалет сходить. У нас все будет на высшем уровне, — заверил Валов, добавив, что в компании очень рассчитывают на увеличение трафика с 50 тысяч машин в сутки до 100 тысяч.

Группа компаний IRBIS, в свою очередь, поставит парную АЗС на участке М12.

— В Мензелинском районе мы реализуем на новой строящейся дороге два автозаправочных комплекса с полным набором услуг на 1082 км. На этот год мы запланировали строительство первой очереди и успешно реализуем к декабрю. Это АЗС, кафе и магазин. А вторая очередь – отель и метановая заправка – это 2025-2026 годы. Общий объем инвестиций на все – 1,5 миллиарда рублей. В этом году освоим 500 миллионов, — рассказал о планах компании заместитель финансового директора Андрей Лукоянов.

Автор фото: АИР
Автор фото: АИР

У местной администрации есть планы и на собственный промышленный парк. Потенциальный инвестор имеется. Близость к Набережным Челнам и Башкирии обещает востребованность производственно-складских помещений. Кроме того, власти района сулят льготы и возможность выкупить земельный участок в рамках федерального закона по процентной ставке от кадастровой стоимости после ввода построенного объекта в эксплуатацию.

— Мы в виде промпарка будем оформлять. Над этим мы сейчас работаем, — сообщил Каримов.

Впрочем, только оформление земли может занять более полугода.

— Мы любые варианты рассматриваем, любого инвестора, в любой сфере бизнеса: будь это туризм, охота, рыбалка. У нас три реки. Город Мензелинск омывается с трех сторон. Это реки Мензеля, Ик, Кама. Сама природа практически 30 процентов нашей территории занимает. Поэтому одна из сфер развития – это туризм. Туристы приезжают, с других регионов приезжают, автобусные маршруты есть. Есть и гостиницы, и глэмпинги. По последним подсчетам, порядка 500 тысяч туристов в год, — резюмировал Каримов.

По оценкам главы исполкома Мензелинского района, уже имеющиеся и реализуемые проекты могут в совокупности дать еще 10-15 процентов к ВРП. Но много инвесторов не бывает.

Автор материала: Галия Шакирова