Найти в Дзене
Собака писака

О воображении. Часть 4. Создание и смена образа.

Для смены образа порой достаточно уловить ощущение этого человека, несколько поведенческих привычек (характерных), манеру "говорения", походку и общий стиль одежды. Кажется, что перечень уже объёмный, но это только на первый взгляд.

Ощущение человека задаёт его способ взаимодействия с другими людьми, тут даже 2-3 особенности уже создают базу, под которую уже логически становится понятно как такой человек движется, каким голосом должен говорить, какая у него/нее походка и одежда. То есть все кроме ощущений и желаний образа - "наслаивается" естественно.

Мастерство создания образа заключается в деталях и не способности не выпадать из образа в свою личность, которая при любом удобном случае вылезет наружу или если есть актерский опыт или определённый публичный наигрыш - полезут из вас и предыдущие образы. И это естественно мозгу проще выдавать то, что он уже умеет делать.

Чтобы быстро освоить и понять метод из ощущений, достаточно пересмотреть/посмотреть фильм, где один из ключевых персонажей вам импонирует, близок, но при этом обладает чертами отличия. Ощущение вам задаст сама атмосфера фильма, но смотрите с полным вниманием. Задача после фильма сохранять образ героя и представив себя им/ей немного пожить в другом образе, в его/её одежде, эпохе, работе. При хорошем раскладе почувствуете чётко, что как будто у вас лицо героя, его походку, ощущение от героя будет внутренним и понятным, хоть и будет казаться, что вы в одежде героя, но здесь будет использоваться не воображение (оно включится на начальном этапе), а именно подсознательное чувство, что вы в этой одежде, что вы этот человек.

В реальной актерской работе, лучше сам образ надевать на себя поэтапно, поменяли гардероб или походку, поживите в этом, изменили голос - поживите в этом и т.д.

Готовых героев лучше не брать, а именно создавать их самому, по причине, что вы видите только итог, но полноценный образ создаёт ваше подсознание и оно его способно расширять и дополнять. А готовый образ станет ограниченным штампом, а вслед за штампом, где уже не знаете как будет вести себя чужой образ, начнёт показываться ваша личность. Но само ощущение от образа, брать конечно можно и нужно, тем более, что сейчас с насмотренностью проблем нет.

Как создавать образ и вживаться в него

Итак, у нас есть ощущение образа. Как ранее писалось про фоновое мышление, сейчас оно пригодится как никогда. Живите с мыслью об образе, пишите заметки, зарисовывайте, когда будут приходить озарения (как умеете, это делаете для себя!). Первые из них отбраковывайте (так советует делать Михаил Чехов), и это логично. Во-первых, когда делаете крупные покупки или выбираете партнёра, вы же не хватаетесь за первое, что попадется, а тут на минуточку вы влияете на свою психику. Во-вторых, это навык, который необходимо тренировать. Но продолжим.

Рекомендую идти в таком порядке: лицо, глаза, мимика, руки, походка, особенности движений и речь и затем все тело. Чехов начинал с рук, глаз и походки, на мой взгляд, начинать надо именно с лица - это создаёт кардинальное отличие сразу.

Итак, вы увидели в воображении лицо, немного привыкните к нему и переносите на себя отдельные черты постепенно. У образа длинный нос, представляйте как у вас удлиняется нос, большие глаза — физически раскройте их, тонкие губы — подожмите и т. д. Все это похоже на то, как будто вы нанесли на лицо толстый слой грима, вы одновременно чувствуете свое лицо и чувствуете что-то инородное, фиксируйтесь именно на инородном. Как только лицо собрано, в вашем воображении представляйте свое лицо на месте своего, поделайте гримасы, но с этим новым лицом. Представьте, как будет оно будет двигаться и одновременно ощущайте его. Далее, лицо уже на вас — закройте глаза. Представьте цвет глаз образа и пусть в воображении вы будете видеть только глаза образа больше ничего, почувствуйте изменения во взгляде, помните об ощущении образа. Перед тем как открыть, помните, что образу незнакомо это место, он(она) будут рассматривать все как в первый раз! Открывайте. Оглянитесь вокруг и поживите в этом. Затем опять закрывайте глаза. С закрытыми глазами рассмотрите руки персонажа, они обязательно должны отличаться! Теперь открывайте глаза и опять смотрите на уже чужие руки.

А сейчас начнется самое непривычное. Прикоснитесь к себе, к лицу, шее, туловищу, ногам, плечам этими новыми чужими руками. Это будет моментами даже неприятно, как будто вас трогает совершенно незнакомый вам человек, но так и должно происходить!

Далее опять закрываем глаза. Представляем как ходит образ, мы наблюдаем это со стороны! Теперь открываем глаза (в новом для нас месте!) и с новым лицом и новыми руками и с ощущением идем. Походили, привыкли, опять закрываем глаза. Теперь видим как образ обживается, опять же со стороны. Садится, смотрит в окно, трогает предметы, общается по телефону, смотрит телевизор. Опять повторяем все как и с походкой, но уже добавляем ее. Поживите в образе. Еще раз закрываем глаза, услышьте голос образа, как он или она говорит, тембр, скорость речи, есть ли дефекты речи или определенная манера. Повторяем все и уже с голосом (голос не должен идеально быть таким к какой вы услышали, но обязан отличаться!).

Заключительный этап, но не финальный. Действуйте в полноценном образе, затем остановитесь и создайте воспоминания именно образа, события, юность, опасности, радости, подарки, жилье, работа, как добираются до работу, родственники и т. д. Конечно это потребуется делать не один раз! Но дойдите до финала, какой-то полноценности. Как дошли, теперь образ можно снять. Закройте глаза. Представьте себя, свой типичный день, «умойте» лицо, руки, стряхните с тела (как будто запачкались в пыли) и потрясите частями тела и затем всем телом. Откройте глаза и займитесь любым привычным телом.

Чтобы продолжать вживаться в образ, вам в своей среде нужно будет как оболочку, натягивать на себя этот костюм образ и заниматься бытом, придумать хобби образу, любимую музыку, фильмы, блюда. Пожили немного, выходите из него!

А теперь самое важное. По Станиславскому сначала вы действуете от себя в предлагаемых обстоятельствах, чтобы понять логику сцен и что испытываете в сценах, что примерно испытывает персонаж. Усвоили? Отлично. А далее живите в сценах от лица персонажа. Партнеров по сцене наградите общими воспоминаниями с образом, если они есть. Помните о желаниях и целях персонажа!

И последнее. Ищите не общие черты с образом когда создаете или вживаетесь, а отличия! Иначе опять будете играть себя.